Кто не попадет под путинскую амнистию, и что сказал об этом Игорь Сечин

21/06/2013 - 22:56 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Владимир Путин сегодня, выступая на питерском экономическом форуме, согласился отпустить предпринимателей из тюрем. Президент заявил о готовности поддержать законопроект об амнистии. Пожалуй, эта новость стала главной за все два дня Петербургского экономического форума.

Впрочем, согласился с амнистией он лишь частично: из тюрьмы выйдет в 10 раз меньше осужденных, чем предполагалось изначально. За речью на пленарном заседании форума, где амнистия стала главной, но не единственной новостью, следил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Заявление об амнистии Владимир Путин оставил под самый конец своей 40-минутной речи. О том, что из всех предложений и решений, озвученных им, именно это самое важное и значительно, говорит хотя бы  тот факт, что оно единственное, которое вызвало аплодисменты у зала.

Владимир Путин, президент РФ: Месяц назад, как вы знаете, состоялась встреча с представителями ведущих деловых объединений страны. Тогда было высказано предложение объявить амнистию по так называемым экономическим составам, тем более что российское законодательство радикально за последнее время изменилось и многие люди просто не были бы осуждены, если бы действовали современные правовые нормы. Разумеется, в вопросах амнистии нельзя торопиться. Нельзя допустить, чтобы на свободу вышли лица, совершившие действительно серьёзные преступления против государства, личности и собственности. Например, рейдеры, фальшивомонетчики или те, кто примитивно отбирал у людей квартиры. Тем более недопустимо оправдание тех, кто совершил преступления, связанные с применением или даже угрозой применения насилия. Проект постановления об амнистии доработан деловым сообществом и депутатами Государственной Думы. С этим проектом считаю возможным согласиться и прошу Государственную Думу его рассмотреть и поддержать. Рассчитываю, что это будет сделано в сжатые сроки, ещё до летних каникул. В соответствии с проектом амнистия затронет тех, кто совершил преступления в сфере предпринимательской деятельности, но осуждён впервые, кто возместил или согласен возместить нанесённый ущерб и убытки потерпевшим. Судимость с этих граждан будет снята. Подчеркну, решение об экономической амнистии не только восстанавливает справедливость, не только является актом гуманизма в отношении конкретных предпринимателей. Это возможность перезагрузить широкий спектр общественных отношений, работу нашей правоохранительной и судебной систем.

Итак, один приговор и готовность возместить ущерб пострадавшим. Вот главный критерий предложенной амнистии. Таким образом, решен вопрос, который, по мнению политологов, был главным препятствием на пути амнистии – возможное попадание под нее Михаила Ходорковского. Бывший глава ЮКОСа уже имеет два приговора, а значит, амнистирован не может быть, ну и о возмещении миллиардов долларов ущерба, которые насчитали суд и прокуратура, тоже речи быть не может. Впрочем, конечно, речь не только и не столько о Ходорковском, а все же о тысячах предпринимателей, многие из которых, по мнению правозащитников осуждены не правосудно. Итак, по первоначальному варианту, предложенному бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, под амнистию попадали 110 тысяч осужденных предпринимателей. По новой версии, как посчитал депутат Виктор Звагельский, будет амнистировано уже 13 тысяч человек, то есть почти в 10 раз меньше. Амнистия предпринимателей – один из главных инструментов улучшения инвестиционного климата. Можно ли говорить, что с уменьшением числа амнистированных  в равной пропорции уменьшается и эффект на инвест-климат? Лично, я считаю, что да. По крайней мере, число рабочих место, которые могли бы создать освобожденные – а это 10 мест на одного предпринимателя в среднем, уменьшается  также в 10 раз.

Перед словами об амнистии Владимир Путин сделал еще одно сенсационное заявление в судебно-правовой сферы. По сути, он объявил о ликвидации одной из ветвей судебной власти.

Владимир Путин, президент РФ: Мы также немало сделали для того, чтобы искоренить обвинительный уклон в работе правоохранительной и судебной систем, чтобы исключить поводы для перевода хозяйственных споров в уголовное преследование. Вместе с предпринимательским сообществом и парламентом провели большую работу по гуманизации уголовного законодательства. В целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России. Вопрос серьёзный, нужно всё тщательно продумать и взвесить.

Во-первых, об искоренении обвинительного уклона в работе правоохранительных органов и судов. Доля обвинительных приговоров, делам, как была 99 с лишним процентов, так и осталась. Поэтому о каком искоренении говорит Владимир Путин, не очень понятно. Во-вторых, что касается объединения Верховного и Арбитражного судов. Это настоящая сенсация. Такое предложение не обсуждалось даже в теоретической сфере, никаких слухов об этом не просачивалось, предложений не делалось. Для их объединения придется менять Конституцию. Последний раз, напомню, основной закон так сильно правили, когда отменяли выборы губернаторов. Но тогда решалась одна из важнейших  политических задач. Что делается сейчас не очень понятно. Сплошные вопросы. В твиттере впрочем, сразу нашли ответ: будущий мегасуд  -  это новое место работы для нынешнего премьера Дмитрия Медведева. Посмотрим.

Единственное объяснение от Владимира Путина – это делается «в  целях обеспечения единых подходов к разрешению споров». Интересно, буду ли подтягивать арбитражный суд к судам общей юрисдикции с его 99% обвинительных приговоров или наоборот. Если наоборот, то прекрасно, арбитражное судопроизводство, по мнению юристов, сегодня в России одно из самых продвинутых, цивилизованных и понятных. Ну, по сравнению с другими судами в России.

Но все же вернемся к главной теме форума – к экономике. Еще одной сенсацией стало решение все таки вскрыть наконец кубышку – Фонд национального благосостояния и начать тратить его на развитие экономики.

Владимир Путин, президент РФ: Мы приняли ещё одно очень важное решение – вложить 450 миллиардов рублей в окупаемые инфраструктурные проекты, вложить, разумеется, на возвратной основе. В целом в проекты на территории нашей страны будет проинвестировано до половины средств Фонда национального благосостояния. Ключевое условие – оценка жизнеспособности и эффективности проекта частным бизнесом, то есть софинансирование с его стороны. 

Эти деньги планируется вложить в три проекта: скоростную железную дорогу Москва-Казань, реконструкцию Транссиба и строительство ЦКАД - дороги в 520 километров вокруг Москвы. 450 млрд только кажется большой суммой. Сейчас в Фонде национального благосостояния 2 трлн 700 млрд рублей. То есть предлагается потратить меньше пятой части. Во-вторых, эти 450 млрд - это лишь десятая часть денег необходимых только на один проект – дорогу Москва-Казань. Ее общая стоимость 5 трлн рублей. Реконструкция Транссиба, видимо, потребует уже десятков триллионов.

Интересно, что начал Владимир Путин  содержательную часть свой речи вообще с другой проблемы - проблемы инфляции. А именно с того, что ее разгоняют тарифы естественных монополий. С ними, то есть с монополиями будут бороться.

Владимир Путин, президент РФ: Рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий будет ограничен и не должен быть выше фактической инфляции прошлого года. Такой порядок будет зафиксирован на 5 лет, начиная с 2014 года. При этом мы все прекрасно понимаем, что конечная цена для потребителя, например, электроэнергия, или для грузоотправителя не ограничивается только регулируемыми тарифами.

Тарифы – последний бастион, укрепляющий высокую инфляцию. Наблюдается замкнутый круг: тарифы вырастают на инфляцию предыдущего года, сами разгоняют инфляцию и снова поднимаются на уровень инфляции предыдущего года. Этот круг давно предлагают разорвать и повышать тарифы на половину инфляции. Но Путин говорит о повышении на цифру, равную инфляции, то есть в чем состоит его предложение, непонятно.

Нашлось место в речи и борьбе с коррупцией. На Объединенный Народный Фронт теперь будет возложен контроль за госзакупками.

Владимир Путин, президент РФ: Буквально на днях у нас создано общественное движение «Народный фронт – за Россию». Я предлагаю этому движению подумать о том, чтобы именно на его площадке был сформирован механизм защиты прав заёмщиков. Также прошу ОНФ взять на себя работу по общественному контролю за государственными закупками и закупками госмонополий. Надо обеспечить прозрачность расходования ресурсов, направляемых на приоритетные цели.

Таким образом планируется отобрать у оппозиции тему госзакупок. Но это не единственная предлагаемая мера. Владимир Путин говорил о критериях оценки управления госкомпаниями. Оценивать их предлагается по двум критериям: это капитализация и возвратность капитала. По пункту капитализации главу Газпрома Алексея Миллера можно было бы увольнять уже сейчас: она рухнула на уровень 2009 года без особых причин.

Игорь Сечин прокомментировал обещанную Владимиром Путиным амнистию для предпринимателей, которая по всем признакам не коснется Ходорковского и Лебедева.

Игорь Сечин, президент компании Роснефть: Президент сказал свое мнение по этому вопросу. Если решение взвешенное, осознанное, есть просьба о помиловании, есть признание вины, так и надо делать.

Другие выпуски