Кровавые РАНы. Депутаты проголосовали за реформу Академии наук и разбежались на каникулы

05/07/2013 - 19:43 (по МСК) Анна Монгайт, Дмитрий Казнин

Депутаты приняли во втором чтении скандальный законопроект о реформе Академии наук и начали готовиться к летним каникулам. В «Единой России» заверили: у ученых больше нет возражений, все спорные моменты благодаря Владимиру Путину утрясли. Видимо, имеют в виду недавнюю встречу президента с главой Академии Владимиром Фортовым, после которой проект реформы за ночь стал гораздо мягче. Как и всю эту неделю, сегодня Госдуму опять пикетировали противники реформы РАН. А коммунисты оказались настолько недовольны документом, что не только отказались голосовать за проект, но и начали собирать подписи за отставку правительства Дмитрия Медведева. 

Последний рабочий день весенней сессии в Госдуме, по традиции, был коротким. До обеда они успели рассмотреть сразу сорок законопроектов. Но наиболее резонансным из них был, конечно, документ о реформе Российской академии наук. Несмотря на протесты академиков, этот законопроект депутаты успели обсудить за семь минут. Чтобы он прошел второе чтение, достаточно 226 голосов, но «за» проголосовали 344 депутата. Еще один парламентарий – как позже выяснилось, единоросс – воздержался. «Против» не проголосовал никто, хотя, например, эсер Дмитрий Гудков писал в твиттере, что не будет поддерживать этот законопроект. А коммунисты, тоже недовольные реформой Российской академии наук, в знак протеста решили всей фракцией решили бойкотировать заседание и не голосовать вовсе. Законопроект принимается с таким количеством нарушений, что его можно опротестовать в Конституционном суде, заявил член фракции КПРФ Олег Смолин.

Противники реформы РАН сегодня снова пришли к Госдуме «хоронить» отечественную науку. Документ лишает РАН самостоятельности, говорили участники акции.  А лидер «Яблока» Сергей Митрохин, например, даже предположил, что законопроект дает возможность нажиться на продаже имущества Академии. Впрочем, ни «Единая Россия», ни ЛДПР, ни эсеры на эти протесты внимания не обратили. Они в один голос утверждали: ко второму чтению закон стал лучше, у ученых теперь больше нет претензий. Например, Российская академия наук ликвидирована все-таки не будет – ее преобразуют в новую суперакадемию. А все три структуры, которые туда войдут – РАН, Российская академия медицинских наук и Российская академия сельхознаук – сохранят статус самостоятельных юридических лиц. Ученым больше не придется заниматься «несвойственной им», как утверждают сторонники законопроекта, деятельностью по ведению хозяйственной деятельности и контролю за финансовыми потоками. Эта сфера перейдет в ведение специально создаваемого агентства, которое, как и новую суперакадемию, возглавит нынешний глава РАН Владимир Фортов. Кстати, изменения коснутся и собственно науки. Уже ликвидировано звание членов-корреспондентов, за три года они должны стать академиками. А академиков, в свою очередь, можно будет этого звания лишить. Ранее академиками становились пожизненно.

В «Единой России» считают, что депутаты поработали хорошо. Третье чтение документа пройдет осенью. Не исключено, что законопроект могут снова вернуть во второе чтение. И тогда непонятно, зачем было так торопиться и принимать его сейчас, в последний день весенней сессии. Кстати, несмотря на то, что пленарных заседаний больше не будет, у депутатов впереди еще одна рабочая неделя, и на этой неделе коммунисты обещают поставить вопрос о недоверии правительству. Необходимые для этого 90 подписей у них были уже сегодня. Но почему-то вопрос о недоверии правительству сегодня они решили не поднимать. И, таким образом, конец весенней сессии выглядел со стороны вполне благостно, звучал гимн России, орденами и медалями награждали «наиболее отличившихся» депутатов. В их число попал, кстати, и член фракции «Единая Россия», бывший токарь из Перми Валерий Трапезников. А спикер Госдумы Сергей Нарышкин подвел итоги работы и к достижениям он отнес еще один неоднозначный закон – о запрете на усыновление российских сирот однополыми парами из других стран. Впрочем, в отличие от 2012 года, на этот раз спикер не стал говорить, что гордится работой в Госдуме и ограничился более общими фразами. 
Другие выпуски