Кремль проигрывает выборы в Южной Осетии

28/11/2011 - 19:25 (по МСК) Михаил Зыгарь, Ольга Писпанен
Южная Осетия подводит предварительные итоги выборов главы республики. Пока с отрывом в 16% на них побеждает кандидат от оппозиции Алла Джиоева. Причем во время первого тура и во время второго цифры голосования менялись постоянно.

Тагаева: Вчерашний день выборов вроде бы прошел без серьезных эксцессов. Информации о перестрелках не было. Но ближе к вечеру даже появились данные первых экзит-поллов, это опросы на выходе с избирательных участков, согласно которым выиграл ставленник Кремля, поддержанный президентом республики Эдуардом Кокойты Анатолий Бибилов. У него было около 53% голосов, у Аллы Джиоевой на 6% меньше. Но полностью полагаться на них, конечно же, было нельзя. На Кавказе вряд ли можно дождаться откровенного ответа на вопрос, поддержали ли вы ставленника от власти или нет?

Вот и во время первого тура данные экзит-поллов не подтвердились. Тем не менее, сторонники Бибилова тут же начали говорить о победе и даже отмечать ее, несмотря на заявления главы ЦИКа Беллы Плиевой, которое она сделала уже в 5 утра, что после обработки чуть более половины голосов с разницей около 5% выигрывает все-таки Джиоева.

Предварительные итоги после обработки всех 100% Плиева должна была объявить уже в 10 утра, однако брифинга не состоялось, а южноосетинские СМИ писали, что Плиеву постоянно вызывают в администрацию президента. Вместо Плиевой около 11 утра вышел председатель Верховного суда Ацамаз Биченов и заявил, что партия «Единство», от которой идет Бибилов, подала жалобу на нарушения во время выборов. И пока суд не проверит ее обоснованность, никакие итоги подводиться не должны.

Господин Бибилов рассказал в интервью «Дождю», что он имел в виду под нарушениями.

Бибилов: Факты есть факты. Факты давления на избирателей, факты подкупа избирателей, факты угрозы членам Центральной избирательной комиссии, факты обо мне, как о кандидате, обливание грязью, черный пиар. То есть все то, что в большей степени способствовало результатам, которые сегодня есть.

Тагаева: Но ближе к 12 утра Плиева все-таки вышла и объявила предварительные итоги. Джиоева набирает 56,7%, в то время как у ее соперника 40%. Бибилов сразу же заявил, что считает их недостоверными, а представители Верховного суда подчеркнули, что запрет касался, в первую очередь, Центризбиркома и пообещали в течение суток предоставить решение, признаются выборы действительными или нет.

Джиоева утверждает, что на ее стороне наблюдатели и члены ЦИК, которые уже констатировали: выборы прошли нормально, за исключением незначительных нарушений. По ее мнению, давление на ЦИК со стороны действующего президента до сих продолжаются, а решение председателя Верховного суда – это благодарность за своевременный президентский подарок.

Джиоева: Позавчера получил в соответствии с указом действующего президента звание «Заслуженный юрист Южной Осетии». По всей вероятности, он в очередной раз отрабатывает те преференции, которые дает ему ныне действующая власть.

Тагаева: Джиоева призвала силовые структуры Южной Осетии не поддаваться на провокации. В пресс-службе ЦИКа нам заявили, что пока ждут решения Верховного суда по выборам. Его, кстати, отложили до завтрашнего дня. Об этом стало известно уже ближе к вечеру в связи с тем, что, цитирую: «заявителю необходимо предоставить дополнительную информацию суду».

Интересно, что выборы в Южной Осетии пока что практически дублируют президентские выборы в Абхазии, но в 2004 году. Тогда ставленник Кремля, поддержанный действующим президентом, это был премьер Рауль Хаджимба, проиграл оппозиционному кандидату Сергею Багапшу. Причина поражения – непопулярность действующего президента. Так объясняют и проигрыш Бибилова эксперты. Сторонники Хаджимбы не смирились с поражением, захватывали административные здания, давили на Центризбирком и Верховный суд, которые то признавали, то отменяли итоги выборов.

В результате, выборы отменили и назначили новые, на которых Сергей Багапш и Рауль Хаджимба пошли вместе. Хаджимба - как будущий вице-президент. И они уверенно выиграли у мало значимого кандидата.

Зыгарь: Действительно, очень много драматизма в этой истории. Всего за неделю до выборов в России такие парадоксальные выборы в регионе, который российские власти давно привыкли считать фактически российским регионом. Назначение Бибилова было осуществлено по той же схеме, по которой назначают лидеров российских регионов. Не слишком тесно связан с местными элитами, служил в хороших силовых структурах, ни в чем не замешан, поэтому можно доверить ему проблемный регион. Не учли, пожалуй, только одного, что в этой республике – странно, в отличие от российских регионов – все-таки есть выборы главы региона. Как-то эти выборы вдруг оспорили тот результат, который был предначертан Кремлем. Кандидат Бибилов почему-то не собрал поддержки своих избирателей. Вот такая незадача вышла, все-таки Южная Осетия – пока еще не российский регион. 

Также по теме
    Другие выпуски