Кремль придумал, как оставить чиновникам дома в Майами: регистрируйте на жен и детей

02/04/2013 - 21:15 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

На то, чтобы продать дома в Майами и закрыть счета в Швейцарии чиновникам и депутатам дали еще три месяца. Сроки подачи деклараций о доходах продлили до 1 июля, хотя изначально нужно было успеть до 1 апреля.

Радостную для всех владельцев незадекларированной движимости новость рассказал сегодня глава администрации президента Сергей Иванов. Причем не исключил, многие чиновники не захотят расставаться с активами и уйдут из власти.

На первый взгляд кажется, что госслужащих обложили со всех сторон и теперь им не скрыть от проверяющих ни доходов, ни расходов. Однако, это только на первый взгляд. На самом деле лазейки остались. Подробности – у Ксении Батановой.

Батанова: По случаю окончания декларационной кампании – а изначально все госслужащие должны были отчитаться о своих доходах до 1 апреля – глава администрации президента Сергей Иванов собрал брифинг, на котором объявил войну коррупции.

Сергей Иванов, глава Администрации президента: Неприкасаемых лиц нет и быть не может, система отстроена таким образом, что могут быть проверены декларации, сведения о доходах, а дальше я скажу и о расходах фактически любого чиновника. Например, в отношении федеральных министров, а  также любых лиц, назначаемых на должность президентом Российской Федерации или правительством РФ, у нас этим занимается специальное управление, оно не специальное, но все равно существует по вопросам государственной службы и кадров.

Ключевые слова в этой речи – доходы и расходы чиновников в любой момент могут проверить. А могут и не проверить – и никто никогда не узнает, что у чиновника N расходы намного превышают официальные доходы. При этом декларационная кампания очень нужна Кремлю – ведь это готовая база данных имущества полутора миллиона человек и их семей, которую даже не надо собирать – сами все сдадут. А что касается проверки – то специалисты по антикоррупционному законодательству говорят, что сопоставить данные расходов и доходов чиновников очень трудно – для этого нет, прежде всего, человеческих ресурсов. А будет еще труднее.  Глава управления   госслужбы и кадров администрации президента Евгений Школов – он же сослуживец Владимира Путина по внешней разведке – заявил, что супруги и несовершеннолетние дети чиновников не обязаны декларировать расходы фирм, которые на них зарегистрированы. То есть теоретически чиновники по-прежнему смогут покупать через свои компании заводы и пароходы, но указывать это в своих декларациях они не будут.

Любовь Соболь, юрист Фонда борьбы с коррупцией: Она, скажем так, популистская. Никто далеко не расследует. Это должны делать органы прокуратуры, ФСБ, которые должны смотреть дальше: что по цепочке, куда деньги идут, может быть, в офшор идут. Возможно, они заводы какие-то регистрируют или ахты, не знаю. Так никто не делает. Начальную фирму можно увидеть, а дальше нужно все раскапывать самостоятельно, либо общественным контролером по борьбе с коррупцией, как Навальный, либо уже органам прокуратуры.

Впрочем, борцов с коррупцией от власти право не указывать расходы фирм, принадлежащих ближайших родственникам, совершенно не смущает.

Но особо бояться блогеров-разоблачителей чиновникам видимо не стоит – по данным Фонда борьбы с коррупцией ни на одно заявление о проверки в отношении сенаторов и депутатов, которые прошли через сайт Роспила или блог Навального, ни прокуратура, ни Следственный комитет, к которым обращались активисты, не ответили, хотя уже прошли все сроки. То есть мандаты они конечно сдали, но вот проводить расследования и выяснять, на какие деньги было куплено то или иное имущество, пока никто не собирается.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски