Красноярск может повторить опыт Ярославля

25/05/2012 - 21:14 (по МСК) Татьяна Арно, Дмитрий Казнин
"Единая Россия" в ближайшее время может столкнуться с новыми проблемами. Уже 10 июня состоятся выборы мэра Красноярска. И, судя по всему, там может повториться ярославский сценарий: оппозиция готова выдвинуть единого кандидата. Лола Тагаева о сибирских баталиях.
Тагаева: За две недели до избрания мэра Красноярка оппозиция решила объединиться. Сначала, в это воскресенье, пройдет митинг, на котором будет заявлено, что четыре кандидата договариваются провести между собой предварительные выборы.
Это представитель "Справедливой России" Александр Коропачинский, кандидат от ЛДПР Наталия Подоляк и самовыдвиженцы   политтехнолог Сергей Толмачев и бизнесмен Константин Сенченко.
Они предлагают 3 июня жителям города определить лучшего, проигравшие снимут свои кандидатуры в пользу победителя. Любопытно, что своеобразную процедуру праймериз им предложил экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров, прописанный в Красноярском крае. Зачем ему это нужно? Ранее бизнесмен обещал поддержать одного из кандидатов, но не смог выбрать, теперь он обещает свою поддержку сильнейшему. 26 мая вечером в Красноярск на митинг вылетит другой федеральный политик, депутат Госдумы от "Справедливой России" Геннадий Гудков, он призывал праймериз не проводить и сразу же объединиться оппозиции вокруг своего однопартийца Александра Коропачинского. В пользу Коропачинского КПРФ уже сняла своего кандидата с выборов. 

Обухов: Принял решение сегодня пленум горкома отозвать этого кандидата, поняли, что он перешел под влияние. Ведем переговоры поддержки кандидата, которого выдвинула «Справедливая Россия».  

Правда их экс-кандидат заявляет, что в горкоме КПРФ получили от эсеров взятку за это – миллион долларов, но в партии отрицают такую информацию. Главным фаворитом действительно является Коропачинский, который этого и не скрывает. 

Коропачинский: Есть данные социологических опросов, проведенные лучшими агентствами. По состоянию на 12 мая, по крайней мере, у меня информация в моем предвыборном штабе, если называть моих консультантов, - пока из этих кандидатов, кто сегодня объявили о создании вот такого альянса, об объединении независимых кандидатов, пока у меня были цифры выше.  

Как рассказали нам источники в партии, эсеры предложили остальным, если их кандидат выиграет, создать коалиционное правительство. Что же касается Прохорова, то он тоже поддерживает Коропачинского, но не может об этом прямо заявить из-за партийной принадлежности кандидата, и поэтому был выбран такой способ.
Может ли повториться в Красноярске ситуация с выборами мэра Ярославля, где выиграл объединенный кандидат от оппозиции? Тем более, что Коропачинский, как и Евгений Урлашов, также до недавнего времени состоял в "Единой России". Это во многом будет зависеть от того, соскучился ли город по политике, считает политолог Михаил Виноградов. 

Виноградов: Красноярск много лет находился в центре политических баталий: приход туда Александра Лебедя, борьба оппозиции с Лебедем, целый ряд других событий, конкуренция, наконец «Русского алюминия» и «Норильского никеля» в свое время. Все это порождало довольно высокий уровень политизации. Потом благодаря Александру Хлопонину произошло определенное засушивание ситуации. Хлопонин где-то собирал ожидания, где-то просто нивелировал те разногласия и договаривался со своими бывшими оппонентами, в том числе на выборах. И такого супер интереса к политике не было. И сейчас интрига в том, соскучился ли Красноярск по политике? В этом плане он отчасти напоминает Ярославль, где существуют определенные традиции вовлечения граждан в политику. Или, все-таки, то засушивание, которое было при Хлопонине, оно пока себя до конца не исчерпало.  

Но вовлечение в кампанию Прохорова выглядит двусмысленно, Прохоров не чужой человек действующей краевой администрации. Кроме того, от праймериз отказался кандидат, выдвинутый бизнесменом Анатолием Быковым, у которого есть опыт победы над кандидатами от власти.
Новые политические реалии мы обсудили с нашим гостем студии Григорием Голосовым, политологом, профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Казнин: На ваш взгляд, может действительно случиться какая-никакая, но модернизация партии, к которой призывал сегодня премьер?

Голосов: По правде сказать, я не вижу к этому особых поводов. Действительно, «Единая Россия» утратила некоторую степень поддержки в электорате. Вполне возможно, что этот процесс будет развиваться дальше. Тем не менее, она не изменила той роли, которую всегда играла в российской политической системе, а именно – она является опорой исполнительной власти при сборе голосов на выборах разных уровней и в законодательных собраниях. Для того, чтобы выполнять эту роль неукоснительно, в действительности нужно выполнять достаточно много условий. И одно из них - это отсутствие собственной политической позиции. «Единая Россия» должна и всегда будет должна поддерживать исполнительную власть. Является ли угрозой для этого то, что она теряет позиции в электорате? Ну, в общем, нет. Исполнительная власть помогает «Единой России» в этом отношении.

Сейчас можно будет зарегистрировать много разных политических партий, и при той избирательной системе, которая существует в России, «Единая Россия» сможет получать большинство, допустим, в Государственной думе или в региональных законодательных собраниях, даже если у нее будет поддержка среди избирателей на уровне 35%. Как-то серьезно реформироваться для этого «Единой России» не нужно.

Казнин: Зачем тогда об этом говорят?

Голосов: Вы знаете, ровно столько, сколько «Единая Россия» существует, с 2001-го года всегда говорили о том, что в ней нужно что-то изменить. Я помню, как Владимир Владимирович Путин отзывался о «Единой России» как о не очень хорошей партии, в которой много карьеристов и не очень честных людей, я помню массу таких высказываний и прямых призывов к тому, чтобы «Единая Россия» изменилась. Если она до сих пор не изменилась, значит, по-настоящему это никому не нужно. Ни ей самой, ни исполнительной власти.

Казнин: Медведев сможет что-то сделать? Он вообще вот в этой конфигурации «Медведев и «Единая Россия» - как это все будет выглядеть? Он будет реальным лидером?

Голосов: Я бы сказал, что это довольно интересная комбинация. Несколько странно звучало заявление Дмитрия Анатольевича о том, что он неожиданно стал консерватором в связи с его присоединением к «Единой России». Конечно, он человек несколько другого круга, чем люди, которые всегда составляли ядро «Единой России». Все-таки «Единая Россия» - это плоть от плоти Шаймиева, Лужкова и тех региональных политических фигур, которые на них похожи. Дмитрий Анатольевич стилистически выбивается из этого ряда, и я думаю, что ему будет довольно сложно сработаться с большинством людей, которые важны для «Единой России».

Казнин: Номинальной фигурой он в итоге будет?

Голосов: Скорее всего, да.

Арно: Каков ваш прогноз по поводу Красноярска?

Голосов: Я думаю, что в Красноярске на выборах победит тот человек, которого власть определит в победители, это слишком важный город. Но это не значит, что таким человеком будет обязательно стопроцентный единоросс, здесь возможны варианты, учитывая роль Михаила Дмитриевича Прохорова в Красноярском крае традиционную.

Тем не менее ясно, что эти итоги будут так или иначе предрешены.

Казнин: Появление возможное этой партии власти Якеменко, это что за сигнал? Это не значит, что какой-то такой запасной аэродром готовят для того, чтобы при обрушении, например, «Единой России», была вот такая, казалось бы, более современная сила политическая?

Голосов: Дело в том, что есть небольшая развилка в развитии российской партийной системы, которая состоит в том, что с одной стороны «Единая Россия» может оставаться партией большинства, и, скорее всего, будет. Но есть и другой вариант, который состоит в том, что к будущим думским выборам будет создано коалиционное пропутинское большинство, в которое будет входить не только «Единая Россия», а она все равно будет в него входить, вероятно, будет играть в нем лидирующую роль, но также и какие-то – либеральная, патриотическая пропутинские партии, могут, возможно, и антикоррупционная такая радикально-молодежная пропутинская партия.

Я не думаю, что шансы на реализацию этого сценария велики. От добра добра не ищут. И без сильного давления власть не пойдет на то, чтоб отойти от нынешнего варианта. Но тем не менее, поскольку Кремль всегда разрабатывает одновременно несколько стратегий, то полностью несерьезным я бы проект Якеменко не назвал.  


Также по теме
    Другие выпуски