Копание в карманах депутатов отвлекает от борьбы с коррупцией: если не начать ее срочно, то неизбежен экономический коллапс

18/04/2013 - 22:27 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно
Вероятно, пытаясь успокоить депутатов, глава кремлевской администрации Сергей Иванов объявил, что повальных проверок деклараций чиновников не будет. Ранее именно он говорил, что Кремлю по силам проверить больше миллиона государственных служащих.

Речь идет об указе Владимира Путина, который предписывает чиновникам к июлю этого года отчитаться о счетах за границей и прочих доходах. Сегодня на форуме Сбербанка глава администрации прояснил позицию Кремля: оказывается, это будут лишь выборочные проверки, примерно такие же, как были и раньше.

У нас в гостях был член Комиссии Госдумы по вопросам депутатской этике, депутат от «Справедливой России» Валерий  Гартунг. С ним мы говорили о депутатской этике.

Лобков: Скажите, Валерий, нервозная была обстановка перед подачей декларации, действительно ли есть данные, что многие депутаты фиктивно развелись, чтобы жен нигде не указывать?

Гартунг: Знаете, я такими данными не обладаю. Мало того, я считаю, что депутатам Государственной думы неэтично копаться в личной жизни своих коллег, заглядывать им в карманы, поэтому я считаю, что это не будет предметом рассмотрения комиссии по этике. Другое дело, что СМИ вправе любой повод использовать, чтобы рассмотреть любую проблему. Мне кажется более актуальной является другая информация, которая действительно говорит о коррупции. Сегодня прошла информация о том, что «Транснефть» увеличила прогноз расходов на нефтепровод Заполярье – Пурпе со 120 до 200 мдрд. рублей. На 80 млрд. увеличила прогноз расходов. В то же время в Госдуму поступила информация о том, что эта компания на этот трубопровод закупает опоры для нефтепроводов по цене в 4-5 раз выше, чем рыночная. Поэтому борьба с коррупцией… нужно искать там, где потерял, а не там, где светло. Обычно тактика жуликов на рынке какая? Одни отвлекают внимание, другие – чистят карманы. В данный момент, мне кажется, как раз то самое время.

Лобков: Хотя комиссия по этике, по моему глубокому убеждению, по тому календарю ваших заседаний за последние полгода исключительно тем и занималась, что копалась в белье и карманах других депутатов, причем довольно успешно иногда, вплоть до вылета, но вы считаете, что эта кампания и вброс информации – чтобы отвлечь внимание от реальной коррупции?

Гартунг: Создать имитацию борьбы с коррупцией, когда на самом деле потоки, через которые миллиарды рублей, десятки, сотни миллиардов утекают при госзакупках, госкомпаний, госкорпораций всевозможных, закупок для нужд бюджета, они в это время остаются в тени. Понимаете? Я считаю, что для общества гораздо важнее увидеть не то, как депутаты живут со своими женами, а как реально расходуются триллионы рублей, которые собираются налогоплательщиками в бюджет. Вот это гораздо важнее.

Арно: Тем не менее, давайте все-таки дождемся результатов расследования, чтобы мы все убедились, что депутаты не разводились или разводились по другим причинам, а не для того, чтобы не задекларировать свои какие-то сверхдоходы.

Гартунг: Согласен с этим. Мы еще предлагаем дождаться другого расследования. Мы написали запрос по этой информации, о которой я сказал, в Счетную палату. Около 40 депутатов написали этот запрос. Думаем, что получим информацию и с вами ею поделимся. Это и будет борьба с коррупцией.

Арно: Скажите, а вы бываете на открытом заседании либерального крыла «Единой России»?

Гартунг: Нет.

Арно: Не бываете там?

Гартунг: Нет.

Арно: Не слышали никогда про это?

Гартунг: Ничего подобного не слышал.

Арно: Вообще про либеральное крыло «Единой России» не слышали?

Гартунг: А разве такое возможно?

Лобков: Там три крыла вроде есть: патриотическое, консервативное и либеральное.

Гартунг: Знаете, я знаю, птицы имеют два крыла, а тут, чтобы три. Не знаю. Тем более, это медведь. Поэтому чтобы медведь, да еще три крыла. Удивительно

Лобков: Все-таки открытие последних дней было в том, что партия «Единая Россия» вовсе не так однородна в оценке блистательного будущего нашей страны и, как я понимаю, экономических прогнозов. У Тани сейчас лежит распечатка цифр, которые отличаются от того, что вчера докладывал премьер Медведев.

Арно: На днях информация для вас: проходило открытое заседание либерального крыла, на котором звучала чудовищная статистика, а главное – чудовищные какие-то прогнозы. Например, что нас ждет дефицит бюджета, скоро мы растратим весь резервный фонд, грядет социальная революция из-за цен на ЖКХ, которые в течение двух лет в четыре раза повысились и так далее. Крах мелкого, среднего бизнеса… Так вот такая Наталья Просандеева, это профессор, известная личность, присутствовала там. Она описала все, что там происходило, сказала, что на этом заседании звучали такие примерно лозунги неожиданные для партии «Единая Россия»: «Долой всевозможные затратные Олимпиады и чемпионаты», туда же и Сколково – «Долой». «Думе необходимо извиниться за ошибочные законы, которые уже приняты и принимаются», «сырьевая модель развития последних десятилетий полностью исчерпана». Как вы можете прокомментировать, вы не были на том заседании, но, тем не менее: такие разговоры в «Единой России» ведутся?

Гартунг: То, о чем вы говорите, - это то, о чем мы говорим, наша фракция, «Справедливая Россия» с трибуны Госдумы много лет. И если до наших коллег в «Единой России» эта информация дошла, и они, наконец, осмелились это вслух сказать, я очень рад. Что касается оценок ситуации в стране, я с этими оценками полностью согласен. У нас реально идет рецессия. Спад промышленного производства у нас идет третий квартал уже. И если правительство это еще не замечает, то это плохо для правительства, это говорит о том, что они не владеют ситуацией. А это очень опасно.

Лобков: Вы вчера же были на отчете правительства, я имею в виду на отчете Медведева в Госдуме. Как вам показалось, достаточно ли демократично было это организовано, учитывая первоначальные сообщения о том, что все вопросы согласовывались перед секретарем….

Гартунг: Я извиняюсь, но я не присутствовал. Я об этом обсуждении все знаю, но могу сказать следующее: ничего нового я не услышал в том, что сказал премьер. Мало того, я считаю, что в этой ситуации мы должны были бы услышать о реальных мерах, которые принимает правительство по выходу из этой критической ситуации. Ситуация реально критическая. Дефицит бюджета в регионах есть уже с прошлого года. Сейчас дефицит федерального бюджета есть. Как только цены на нефть сейчас хотя бы пару месяцев постоят на уровне 95 долларов, а сейчас они в районе 98-95 долларов, то я могу сказать, что ситуация будет гораздо хуже. Тот спад, который сегодня реально есть уже третий квартал подряд, нивелируется только тем, что у нас цены на нефть гораздо выше заложенных в прогнозе. И только это сейчас спасает ситуацию. Но эта пелена спадет в момент, и тогда уже будет поздно принимать меры. Дело в том, что мы мало того, что проглядели ситуацию, сделали неправильный прогноз, я имею в виду правительство России и власть России, проглядели развитие ситуации, мы приняли ошибочное решение о присоединение к ВТО, наша фракция голосовала против этого. Накануне этого опрашивали многих отраслевых экспертов, все в голос говорили: ни одна отрасль российской экономики не выиграет от этого. Но нас никто не слышал. Я думаю, что через пару месяцев до правительства дойдет эта информация. Они это признают, надеюсь, начнут действовать.

Арно: Вчера до того, как началась ваша встреча с Медведевым, уже все видели это видео с Life News. Это слив, который Песков потом прокомментировал. Вы понимаете, о чем сейчас я говорю?

Гартунг: Да.

Арно: Вы тогда, может быть, с коллегами это обсуждали или про себя задумались, что это может быть правдой? Это имеет реальные основания, учитывая, что так недовольны все-таки правительством и депутаты, и…

Гартунг: Знаете, то, что президент в отсутствии прессы высказал все, что думает в отношении членов кабинета…

Лобков: Там непонятно, то ли губернаторов, то ли членов кабинета, то ли и тех, и других….

Гартунг: Возможно. Когда в аудитории присутствуют и те, и другие, он мог это адресовать и тем, и другим. Я думаю, что у него есть основания высказывать критические оценки в адрес и правительства, и губернаторов. Кто, где больше виноват – правительство или губернаторы, - это пусть решает президент, ему виднее. Он через своего пресс-секретаря сказал, что имел в виду губернаторов. Хотя я считаю, что претензии в адрес правительства, если бы они прозвучали из уст, были бы обоснованными.

Лобков: Вчерашний доклад вы считаете излишне оптимистичным, правильно я понимаю?

Гартунг: Я считаю, да. Судя по тому, как сейчас члены правительства комментируют то же заявление Прохорова, что рецессии нет, вот, Шувалов опровергает его данные, я считаю, что это опрометчиво. Сейчас пора уже забыть про эти заклинания, что «мы тихая гавань», что у нас нет кризиса. Да кризис у нас есть реальный. Причем он по нам ударит гораздо сильнее, чем по Европе.

Арно: Когда по нам ударит?

Гартунг: Он уже ударил по нам. И подчеркиваю, обрабатывающие отрасли в кризисе находятся, спад в обрабатывающих отраслях уже три квартала. Другое дело, что кроме обрабатывающих отраслей есть еще госзакупки, бюджет, сферы услуг, финансовый сектор и так далее, которые на уровне высоких цен на нефть еще сейчас эту статистику сглаживают. Но пройдет какое-то время, и это станет очевидным.

Арно: А когда нам ждать паники, когда люди бегут в магазины и закупают самое необходимое, когда идут в банки, снимают деньги, продают квартиры?

Гартунг: Я не думаю, что до этого дойдет. Скорее всего, наступит такая ситуация, когда людям незачем будет бежать в банки, потому что у них не останется денег. Это, скорее всего.

Лобков: Возвращаясь к главной теме. Активность блогеров, самих депутатов по обнаружению друг у друга незадекларированного имущества, бизнесов и так далее, кому на руку? Это очищает Госдуму от недобросовестных депутатов или это работает на президента, который хочет последние остатки непокорных депутатов из Думы удалить, заменить людьми из Народного фронта. Есть такая гипотеза.

Гартунг: Я думаю, что могут быть разные темы по этому поводу. Я свое мнение скажу следующее: я считаю, что то, что сейчас происходит в информационном пространстве, - это не что иное, как имитация борьбы с коррупцией. В то время, когда столько шума, что депутат какой-то не показал несколько тысяч долларов, в то время, когда миллиардами долларов из казны уходят деньги по закрытым аукционам… Я могу сказать, что это только имитация. Если бы власть хотела реально начать борьбу с коррупцией, она бы проверила все госзакупки, в первую очередь, всех наших госкомпаний, «Газпрома». Инвестиционная годовая программа – 1 трлн. рублей. Посчитайте, я уверен, что несколько сотен миллиардов там найти можно. То же самое «Транснефть». Мы вот копнули, нам только одна информация поступила по одной сделке. Мы уже увидели, что там завышены  в разы затраты. И в то же время мы видим, что они объявляют о повышении своих расходов. Так же Олимпиада, АТЭС, трубопроводы, которые мы тянем в Европу. Непонятно, что мы туда будем продавать. Европа начинает сейчас газ покупать в Северной Америке, сжиженный газ туда поступает. Весь мир переходит на газ, а мы трубопроводы тянем, привязывая еще больше себя огромными затратами к Европе. Это не мы Европу к себе привязываем, а мы себя к Европе привязываем. Вот эти все вещи, я не знаю, куда президент смотрит. Вообще, я считаю, что здесь есть место для реальной борьбы с коррупцией. И более действенной, чем проверка деклараций депутатов Госдумы.  

Другие выпуски