КНДР отмечает запуск ракеты, как полет Гагарина, а в России – проблемы с ГЛОНАСС

14/12/2012 - 16:31 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Северная Корея готовится стать полноправной космической державой. По крайней мере, так сейчас позиционирует себя Пхеньян после удачного запуска ракеты дальнего радиуса действия со спутником связи. 
В столице КНДР по этому поводу сегодня прошел многотысячный митинг. Успехи северокорейцев, возможно, заставят по-иному смотреть на расстановку сил в космосе. Для России новый конкурент появляется не в лучшую космическую эпоху. Лишь накануне вновь горячо спорили о том, нужна ли навигационная система ГЛОНАСС.

В Пхеньяне вот уже третий день царит такая эйфория, что кажется, будто КНДР отправила в космос своего северокорейского Гагарина. На главной площади города, где традиционно проходят праздничные демонстрации, сегодня собрались несколько тысяч человек, чтобы послушать выступления высших партийных деятелей страны.

Ким Ки Нам, секретарь ЦК ТПК: Создание и эксплуатация космических спутников - это необходимый фундамент для нашей экономики и закономерное требование времени. Мы переживаем эпоху бурного развития науки и технологий. Освоение космоса - неотъемлемое право нашего народа.

Самый главный руководитель – Ким Чен Ын – перед публикой, правда, так и не появился. Он ограничился более камерным поздравлением ученых и заявил, что КНДР будет и впредь запускать спутники. В свою очередь, южнокорейское Минобороны заявило, что, по данным разведки, в ближайшее время Пхеньян может провести серию ядерных испытаний. Это именно то, чего так боится мир. Позавчерашний успешный запуск северокорейской ракеты ранее осудил Совет безопасности ООН. В Москве успех юго-восточного соседа тоже восприняли настороженно. Сенатор Виктор Озеров, возглавляющий комитет Совфеда по обороне и безопасности, считает, что это, безусловно, угроза. Другие эксперты также допускают, что у России в ближайшие годы может появиться космический конкурент.

Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики: Если статус-кво российской космонавтики будет сохраняться, то в скором времени Северная Корея может стать серьёзным конкурентом России на мировой космической арене, потому что российская космонавтика находится на состоянии глубочайшей стагнации. Та космическая техника, которую она использует, была создана ещё во времена Королёва.

Лишь накануне вновь появился повод поспорить о том, нужна ли отечественная навигационная система ГЛОНАСС. Газета «Известия» опубликовала попавшее в редакцию письмо главы Росавиации Александра Нерадько. В документе говорилось о проблемах аппаратуры ГЛОНАСС, которую сейчас массово устанавливают на все российские воздушные суда по распоряжению Минтранса. Она плохо взаимодействует с оборудованием самих самолетов и вертолетов, а потому бесполезна. Так трактовали журналисты слова господина Нерадько. В ведомстве это опровергли, заявив, что никогда не сомневались в востребованности ГЛОНАСС. Споры о том, нужна ли российская навигационная спутниковая система, ведутся с момента реанимирования проекта, начатого еще в советские времена. Это произошло в 2001 году. Тогда предполагалось, что к 2008 году ГЛОНАСС будет покрывать всю территорию России, а к 2010 спутники охватят целую планету. В прошлом году тогдашний глава Роскосмоса Анатолий Перминов отчитывался о том, что цели практически достигнуты. Вот только по своим техническим характеристикам и, соответственно, популярности система сильно уступает американскому аналогу – GPS. На нее ориентируются и пилоты.

Дмитрий Ракитский, шеф-пилот компании «Авиамаркет»: Пилотам ГЛОНАСС не нужен, настолько современные системы GPS  достигли совершенства, и настолько все привыкли ими пользоваться, что варианты особенно русифицированных  изделий просто непонятны по логике, воспринимаются в штыки.

Для того, чтобы привить народу любовь к ГЛОНАСС, власти перепробовали множество способов. Но едва ли не главная ставка была сделана на животных. Четыре года назад тогдашний премьер Владимир Путин торжественно надел на своего лабрадора первый в мире ошейник, подключенный к системе ГЛОНАСС. Особо подчеркивалось, что это отечественное изобретение, которое станет популярным в народе. И собаки теряться перестанут. По факту чудо-ошейник носил лишь путинский лабрадор Кони и, возможно, еще несколько питомцев высокопоставленных чиновников. Гораздо более громкой стала история с амурской тигрицей по кличке Серьга. Тогда же, в 2008, Путин приехал в Уссурийскую тайгу, усыпил самку тигра и надел на нее похожий ошейник. Затем глава правительства якобы наблюдал за ее перемещениями, фотографии вывешивались в интернете. Однако блогеры пришли к выводу, что это был обман: тигрица, усыпленная Путиным, вскоре умерла, а на фото позировала другая. После этих неудач ГЛОНАСС решили пропагандировать с помощью техники: два года назад тогдашний вице-премьер Сергей Иванов и глава акционерной финансовой корпорации «Система» Владимир Евтушенков представили Путину новейший отечественный сотовый телефон.

Владимир Евтушенков, глава акционерной финансовой системы: По всем функциям он соответствует iPhone 4.

Сергей Иванов, экс вице-премьер: В серийную продажу Владимир Петрович планирует направить этот навигатор - первый ГЛОНАСС/GPS  уже конкурентно способный 1 марта. Цена его - 10 990 рублей, уже вполне конкурентноспособна.

Владимир Путин, президент России: Можете к 8 марта выпустить, чтобы женщины знали, где их мужья находятся.

Владимир Евтушенков, глава акционерной финансовой системы: Это мы точно сделаем.

Не выдержав конкуренции, телефон провалился в продажах и в начале этого года снят с производства. Правда, в мае был запущен второй смартфон ГЛОНАСС, но и он в народе не слишком популярен. Казалось бы, у разработчиков отечественной навигационной системы остался еще один козырь: транспорт. Два года назад по распоряжению все того же Сергея Иванова аппаратурой ГЛОНАСС начали оснащать кареты скорой помощи, городской общественный транспорт, мусоровозы и даже комбайны. А к концу 2012 года, то есть, к сегодняшнему дню, систему предполагалось внедрить и в коммерческий сектор, например, установить датчики на маршрутные и традиционные такси. И это действительно было сделано, правда, очень локально. Система действует в Москве, Сочи (тут помогла Олимпиада) и еще нескольких российских городах. До глубинки отечественные высокие технологии пока не добрались. Страна ездит по старинке, а потому и аварий меньше не становятся. Только за прошлый год на дорогах России погибли 28 тысяч человек.

Дмитрий Медведев, премьер-министр России: Для того, чтобы эти цифры менялись, надо изменить качество строительства дорог, модернизировать инфраструктуру, использовать высокие технологии, потому что использование ГЛОНАСС, я надеюсь, всё-таки поможет улучшить безопасность дорожного движения.

Сейчас в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС 29 спутников. В ближайшие годы ее предполагается усовершенствовать, запустить новые аппараты и добиться более точной передачи сигналов. Вот только к проблемам самой системы добавляются еще и космические неудачи. Два года назад во время запуска ракеты носителя Протон с космодрома Байконур было потеряно три спутника ГЛОНАСС. По данным Роскосмоса, ущерб составил два с половиной миллиарда рублей. Еще недавно власти рассчитывали, что система начнет приносить доход уже в следующем, 2013 году. Однако пока мир выбирает более привычную GPS. И дело здесь не в политике, а в удобстве.

Также по теме
    Другие выпуски