Кипа или экзамен: профессор МГУ отказался принимать студента из-за иудейского головного убора

24/01/2018 - 16:48 (по МСК) Соня Гройсман

Или кипа, или экзамен. В МГУ разгорается скандал из-за того, что профессор Вячеслав Бабурин отказался принимать экзамен по географии у студента Льва Бороды из-за того, что тот был в кипе. В самом университете встали на сторону преподавателя. 

Студент первого курса Высшей школы телевидения Лев Борода родился в религиозной семье и всегда ходил в университет в кипе — иудейском головном уборе. Учебе это не мешало — до первого экзамена по географии.

«Меня не пустили на экзамен, потому что у меня на голове была кипа — шапочка — прилюдно сказали, что нельзя здесь так ходить», — написал он в своем фейсбуке(позже удалил запись).

Преподаватель географического факультета Вячеслав Бабурин предложил Бороде выбрать: шапочка или экзамен, студент выбрал первое, и пошел жаловаться в секретариат. В итоге ему разрешили сдать другому экзаменатору, но осадок остался. Лев рассказал, что сталкивается с подобным не впервые: преподаватель физкультуры до этого предлагал студенту «покреститься», когда он пытался отпроситься с занятия из-за йом-кипура — праздника, предполагающего строгий пост.

«Человек, занимающий такую должность, такими высказываниями рушит все то, чего добилась страна. У себя в подъезде он может все, что угодно говорить, но для человека, занимающего пост, они недопустимы, тем более в лучшем вузе», — сказал он в беседе с Дождем.

В лучшем вузе, тем временем, заступились за преподавателя. Декан географического факультета Сергей Добролюбов в интервью агентству «Москва» заявил, что Бабурин поступил по правилам внутреннего распорядка университета: в здании нельзя находиться в верхней одежде и головном уборе — это касается и студенток-мусульманок в платках. Выпускница факультета журналистики МГУ Анастасия Сегал тоже однажды столкнулась с религиозной дискриминацией.

«Мне надо было решить вопрос с посещением университета по субботам. Все преподаватели мне шли навстречу, я писала дополнительные рефераты, эссе и спокойно не ходила, никаких проблем не возникало. Единственная проблема возникла, когда в конце учебы мне поставили защиту диплома на второй день праздника Шавуот. Еврейские праздники — это когда ты не можешь пользоваться электрическими устройствами, что-то носить вроде дисков или дискет, не можешь ездить на транспорте. Я написала заявление, чтобы мне перенесли защиту диплома — в итоге оно попало заместителю декана. Она передала такую фразу: если тут евреи сейчас со своими праздниками приходят, то потом будут христиане со своими постами, мусульмане, и в общем, у меня не перенесли», — рассказала Сегал.

Сдавать диплом в другой день ей разрешили только после обращения в раввинат. Правда, в аналитическом центре Сова говорят, что подобные случаи все-таки единичны.

Александр Верховский, директор аналитического центра «Сова»: Вся дискуссия о том, носить или не носить религиозную одежду пошла от хиджабов, и никто не обращал никогда внимания на кипу. Понятно, что нельзя было принять нормативный акт, чтобы именно хиджаб нельзя было носить, поскольку государство должно быть нейтральным в религиозном смысле, но все имели ввиду только это.

Дальше — МГИМО. «Хотите учиться, снимайте хиджаб, — говорит на входе охранник, ссылаясь на распоряжение вузовского начальства. — У нас в институте в хиджабах не ходят!». Охранника тогда уволили.

В руководстве МГУ пока никак не отреагировали на случай в высшей школе телевидения и не ответили на запрос Дождя — изменятся ли после него внутренние правила.

Другие выпуски