Каждый второй француз считает, что националисты – лучшее, что сейчас нужно стране

Во Франции стремительно растет рейтинг лидера националистов Мари Ле Пен. Итоги выборов в маленьком городке Бриньоль на юге Франции подтверждают то, о чем в последние месяцы говорили с возрастающей уверенностью. Победу в голосовании одержал кандидат от «Национального фронта» Лоран Лопез.

Социалисты, которые пока остаются у власти во всей Франции, на выборах в Бриньоле даже не смогли пробиться во второй тур. А это голосование считается первой репетицией перед выборами в парламент Пятой Республики. И теперь «Национальному фронту» Мари Ле Пен прочат победу на выборах в Европарламент в следующем году. Обсудили настроения французов с нашей коллегой Натальей Геворкян, она была на связи с нами из Парижа.

Геворкян: Я даже в некоторой растерянности. Я завалена этими рейтингами последнего времени, которые просто триумф Национального фронта за последние семь дней. Сегодняшний рейтинг, совсем свежий, показывает, что каждый второй француз (46%) считает, что Марин Ле Пен лучше всех представляет оппозицию во Франции. Франсуа Фийон, которого, наверное, наши зрители помнят (он был премьер-министром в правительстве Саркози, недавно был на Валдае), его процент – всего 18 по сравнению с 46-тью, которые у Ле Пена. А еще один сегодняшний рейтинг – Марин Ле Пен – вторая по популярности женщина-политик во Франции после Кристин Лагард, которая возглавляет Международный валютный фонд. Марин Ле Пен, естественно, заявила, что фактически она первая, потому что Кристин Лагард за границей, в международной организации, не патриот, поэтому она не считается. И в промежутке тех выборов на юге Франции, о которых мы говорили, провели довольно любопытный рейтинг в связи с предстоящими выборами в Европарламент. И Марин Ле Пен, вернее, ее партия Национальный фронт, получила 25% (больше, чем какая-либо другая партия). Надо сказать, что результаты коррелируются, в общем, с национальными выборами, поскольку выборы происходят внутри страны. И это, конечно, тоже совершенно поразительная история. Но относительно поразительная, потому что если вы помните, ряд европейских стран показывает рост популярности националистических партий: это Австрия, Дания, Норвегия, Венгрия (по-моему, все еще), Греция. И любимая идея Марин Ле Пен – создать партию евроскептиков, вполне может осуществиться, потому что уже для нее подбирается «хорошая компания». Все это происходит на фоне абсолютного падения рейтинга президента Олланда. Рейтинговое агентство, которое проводит замеры с 1996 года, заявило, что самые низкие с этого момента, то есть за последние почти 20 лет, рейтинг Олланда – 24%. Еще раз напомню рейтинг перед Евровыборами: у Ле Пен – 25%. Мы спорим до хрипоты, потому что наблюдатели, которые в основном все «левые» в газетах, считают, что это вообще не проблема «левых». Это проблема «центристов», «правых», то есть тех, кто был у власти в период Саркози предыдущие пять лет. И это вообще не имеет никакого отношения к Олланду и так далее. Но эти замеры проводятся не полтора года назад и не два года назад, а сегодня, поэтому сказать, что политика социалистов, к которой стало клише слово «беспомощная», что она не отражается. Безусловно, происходит радикализация электората. Причем, и правового, и левого по основным проблемам: проблема эмиграции, проблемы безопасности, безработицы и сверхдоходов и налогов. А это ровно тезисы Марин Ле Пен. Потому что надо сказать, что Марин Ле Пен очень старалась три года для того, чтобы уйти от имиджа отца со всеми вытекающими лозунгами и прийти к тем лозунгам, которые являются наиболее популярными сейчас среди населения. И абсолютно ее невозможно перебить популизмом. Как из этого положения будут выходить две мэйнстримовские партии, посмотрим. Пока они явно не знают этого.

Купить подписку
Комментарии (0)

Комментирование доступно только подписчикам.
Оформить подписку
Другие выпуски
Читайте и смотрите новости Дождя там, где вам удобно
Нажав кнопку «Получать рассылку», я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера