Добычу нефти заморозят. Что будет с ценами?

Мнения экспертов
16/02/2016 - 13:58 (по МСК)

Россия, Венесуэла, Катар и Саудовская Аравия договорились о заморозке добычи нефти. Об этом со ссылкой на министра нефти Катара пишет Bloomberg и со ссылкой на российского министра энергетики Александра Новака — «Интерфакс»

Bloomberg уточняет, что объемы добычи будут заморожены на уровне 11 января этого года. То есть стороны берут обязательство не добывать в день больше, чем было добыто 11 января. Министр нефти Саудовской Аравии сказал, что считает такой уровень производства адекватным.

Агентство «Интерфакс» позже привело слова министра энергетики России Александра Новака, который сказал, что по итогам встречи Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венсуэла решили заморозить добычу нефти. Министр уточнил, что заморозка состоится в том случае, если другие производители нефти присоединятся к этой инициативе.

После объявления заморозки, стоимость нефти Brent на торгах уже выросла с 33,97 доллара за баррель до 34,48 доллара за баррель.

Решение России и Саудовский Аравии заморозить добычу на уровне января 2016 года не должно встряхнуть рынок и резко развернуть нефтяные котировки, сказал в интервью Bloomberg Оливер Якоб, исполнительный директор Petromatrix GmDh. Аналитик тем не менее верит, что сегодняшняя договоренность может стать основой для роста цен в будущем.

Заявления, прозвучавшие сегодня в Дохе, похожи на блеф производителей нефти, считает Сергей Пикин, директор фонда энергетического развития. «Рынок среагирует на заявления сторон, но по факту ничего не произошло. Россия в январе добыла рекордные с постсоветского времени 10,9 миллионов баррелей в сутки, Саудовская Аравия также достигла близких к рекордным значениям в 10,5 миллионов баррелей в сутки.Возможностей для дальнейшего роста практически и не было», - считает эксперт.

Для крупнейших российских нефтяных компаний заморозка добычи на январском уровне также ничего не изменит. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s вообще считает, что на стабильность «Роснефти», «Лукойла», «Газпромнефти» и «Газпрома» цены на нефть влияют намного меньше, чем на западные  компании. Благодаря слабому рублю, операционные издержки российских производителей  снизились почти в два раза, пишет S&P. Это однако, не относится к работе на новых, труднодоступных месторождениях. Разрабатывать новые запасы при нынешней цене на нефть нерентабельно.

Другой фактор, поддерживающий российские компании – налоговая политика России в их отношении. Так называемый «налоговый маневр», благодаря которому «удар» низких цен принимает на себя федеральный бюджет, а не нефтяные компании. Реальной угрозой для российских нефтяников станет не падение нефтяных цен, а изменение регулирования. Это, однако, маловероятно, пишут аналитики S&P. «Мы предполагаем, что правительство постарается соблюсти баланс между интересами бюджета и перспективами развития компаний», — резюмируют аналитики.  

Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

Другие выпуски