Как устроились фигуранты дела о хищениях в минобороны – дома, на новой работе или в СИЗО с онкологией

21/11/2013 - 00:33 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

В столичном СИЗО Лефортово заболела раком женщина, фигурант одного из дел о хищениях в министерстве обороны. Бывший министр Анатолий Сердюков получил новое назначение, в Ростехнологиях, а бухгалтер Юлия Ротанова, тоже бывший сотрудник Оборонсервиса, ищет возможность вылечиться от онкологического заюболевания в тюрьме. Суд отказался отпустить ее домой. Юлии Ротановой отказались изменить меру пресечения после того, как она не стала давать показания на Сердюкова. 

Олевский: В камере Юлия Ротанова провела уже год, ее арестовали в прошлом ноябре. Бухгалтер ЗАО «Безопасность и Связь» по образованию учитель начальной школы, на последнее место работы она устроилась еще в 2006 году, к сослуживцу своего мужа к Александру Елькину. Тут надо напомнить, что мы знаем о деле Оборонсервиса: это холдинг, в который входит ОАО Славянка, крупнейшая фирма по оказанию услуг минобороны. Славянку возглавлял Александр Елькин, и он открыл еще одну фирму, «Безопасность и связь». Этой конторе передавали подряды для минобороны, а бухгалтером там Была Юлия Ротанова. Успешная женщина, перед арестом собиралась в отпуск и ничем не болела. Сперва ее поместили в СИЗО №6, где есть горячая вода, но нет медицины; потом в Лефортово, где есть врачи, но нет горячей воды. В отличие от более удачливых и известных фигурантов дела Оборонсервиса, таких как Евгения Васильева, малоизвестного бухгалтера домой не отпустили. Там в тюрьме ее начали мучить боли. Журналист журнала «Нью Таймс» и член Общественной наблюдаельной Комиссии Зоя Светова познакомилась с ней в камере изолятора. 

Зоя Светова, журналист, член ОНК Москвы: В той же самой камере, по-моему, сидит женщина очень интеллигентного вида. Я спрашиваю: «Как вас зовут?» «Юлия Ротанова». Я говорю: «У вас есть какие-то жалобы?» «Да, у меня обнаружили рак второй степени, и мне нужно срочное лечение, я не знаю, что дальше со мной будет», - говорит это абсолютно спокойно. И на самом деле, это на меня жуткое впечатление произвело, потому что женщина молодая, она моего возраста, ей 52 года. Она очень интеллигентная  и какая-то смирившаяся совершенно со своей судьбой.

Надо сказать, что с момента ареста Ротанова уже похудела на 15 килограммов. Заграничный паспорт следователи у нее забирать почему‑то не стали (хотя адвокат и предлагал), но при этом настаивают, что именно Ротанова, а не другие женщины из дел, по которым Сердюков проходит свидетелем, может сбежать из страны. Все из‑за квартиры в Болгарии, хотя виза туда у Ротановой просрочена. Да и сейчас ей немного не до турпоездок, однако, по словам ее адвоката, все дело в показаниях. Ротанову обвиняют в соучастии в хищении 53 миллионов рублей минобороны, в том, что она хранила деньги Елькина в своей банковской ячейке и в том, что она отвозила деньги прямо министру Анатолий Сердюкову. Женщина отказалась признать вину оказания на Елькина и Сердюкова.

Андрей Боровков, адвокат:  Думаю, что это своеобразная месть, с моей точки зрения, со стороны следствия. Они не получили от нее желаемых показаний ни на руководство «Славянки», ни на Сердюкова – они просили дать показания, что она, якобы, ему какие-то денежные средства  в качестве взятки возила. Это такая изощренная месть, что ты не пошла нам навстречу, мы тебя держать будем до последнего.  

Можно представить, что бухгалтер возила деньги министру с ядерным чемоданчиком. Можно даже предположить, что она могла уехать из страны в Таиланд и по версии следствия там уничтожить печати фирм‑однодневок, но сейчас следствие закончено, и трудно объяснить, почему Ротановой нельзя начать нормальное лечение от рака. Позиция следователей непреклонна: виновна в хищениях и может скрыться, а дочери Ротановой говорят, что им прямым текстом объяснили, отпустят ли после признательных показаний или когда лечить уже будет поздно. 

Зоя Светова, журналист, член ОНК Москвы: СИЗО «Лефортово» идет навстречу, оно готово ее вывозить на дальнейшие исследования, даже готово положить ее в больницу, но только в ту, где согласятся поставить конвой. Это же сама страшная проблема. Помните, как было с Алексаняном? Ей будут операцию так же делать в наручниках, раковой больной второй степени? Мы знаем, что вторая степень очень быстро превращается в четвертую. А с четвертой степенью отпускают домой умирать.

Тут я кратко напомню, как складывается судьба фигурантов дел Оборонсервиса и «Славянки». Вот Константин Лапшин, 50‑летний глава департамента Славянки. Пошел на сделку со следствием и сразу вышел на свободу. 

Бухгалтер ЗАО «Безопасность и связь» Юлия Ротанова — ей ищут тюремную больницу для операции.

Пресловутая Евгения Васильева — бывший начальник департамента МО РФ. Член Совета директоров ОАО «Оборонсервис» нашла работу в адвокатской конторе. 

Гендиректор ОАО «Славянка»Александр Елькин пока в СИЗО.

Екатерина Сметанова, Марат Закутайло,  Динара Билялова — это все фигурнаты дела Оборонсервиса — пошли на сделку со следствием и ждут суда дома.

Константин Золотухин, представитель ОАО «Славянка» — кажется, он дал самые полные показания — тоже под подпиской.

Я не могу оценить степень вины Юлии Ротановой, но отказать ей в нормальном лечении на этом фоне выглядит как‑то странно.

Другие выпуски