Как украсть триллион? В России построят очередную самую дорогую железную дорогу

28/05/2013 - 21:50 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно
Дорога ценою в жизнь. Первая высокоскоростная железная магистраль в России свяжет Москву и Казань. Время в пути сократится в несколько раз, а билет будет стоить меньше 1 тысячи рублей. Стартовая цена новой дороги протяженностью порядка 800 километров – почти 1 трлн рублей.

Много ли это, – подсчитал наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Планируется построить дорогу, соединяющую сразу 5 регионов – через Владимир в Нижний Новгород, дальше в Чебоксары и Казань. Около 800 км пути можно будет преодолеть за 3,5 часа вместо сегодняшних 11-ти. Стоимость поездки в зависимости от класса билета составит от 1 до 10 руб. за 1 км, сообщил глава РЖД Владимир Якунин. Самый дешевый билет будет стоить 800 руб. Как заявил министр транспорта Максим Соколов, если начинать прямо сейчас, то можно будет успеть завершить эту колоссальную стройку к чемпионату мира по футболу 2018 года.

800 км за 3,5 часа – это значит, что средняя скорость поезда должна быть примерно 230 км/ч. Уже сейчас примерно с такой скоростью едет «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург. Напомню, он едет по обычным рельсам, а не специально выделенной и заново построенной ветке. Теоретически можно было бы пустить «Сапсан» и до Казани. Теперь по поводу стоимости билета. На тот же питерский «Сапсан» самый дешевый билет стоит 2300 руб. В связи с чем поездка до Казани будет в три раза дешевле, чем поездка до Питера, не очень понятно. Это притом, что дорога в Казани будет новая, а не уже использующаяся. И, наконец, что касается стоимости всего проекта этой казанской дороги, 920 млрд. рублей. Цифра совершенно колоссальная. Это, например, половина бюджета Москвы.

Так выглядит тройская унция золота – это такой квадратик 4х2 см. Если купить 920 млрд. рублей такие слитки и выложить в один ряд, то хватит не только до Казани, но даже и до Ульяновска. А если на эти деньги купить красную икру в обычных банках, то башня из них совсем немного не доросла бы до Луны – почти больше 300 тыс. км. Это все шутки, если серьезно, то 30 млрд. долларов за такую дорогу вполне сравнимо со стоимостью таких проектов, например, в Китае. Другое дело, что в Китае это была итоговая цена, например, дороги из Пекина в Шанхай, а у нас это начальная цена. Насколько вырастет смета во время стройки, можно только гадать. И что касается окупаемости, то для таких дорог она может составлять и 30, и 50 лет, и больше. Но даже на это не стоит сильно надеяться. Например, в той же Франции, где поезда ТЖВ начали работать 32 года назад до окупаемости еще далеко, но уже сейчас польза от этого проекта колоссальная. Благодаря тому, что появилась новая железная дорога, появилась фактически целая новая высокотехнологичная отрасль, обслуживающая эти дороги. Мы же можем похвастаться пока только специальными 100-метровыми рельсами, необходимыми для таких линий. Буквально недавно их начали производить в России. О новых поездах речи пока нет. Напомню, что «Сапсаны» хоть и называются по-русски, но на самом деле произведены немецкой компанией «Сименс». И, наконец, благодаря ТЖВ во Франции развился целый отдельный вид туризма – внутренний. Поездки на выходные на Лазурный берег в Ниццу. Удастся ли повторить этот подвиг в случае Казани и заставить москвичей ездить в Казань – это еще большой вопрос. 

Другие выпуски