Как Украине заработать без русского газа и почему остановлен «Южный поток»

09/06/2014 - 21:41 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков

Уже второй день поступают противоречивые сообщения о судьбе одного из самых масштабных проектов «Газпрома», «Южного потока». Вчера вечером после встречи с американскими сенаторами болгарский премьер Пламен Орешарский сообщил о приостановке участия Болгарии в строительстве магистрали, которая планировалась Россией как путь обхода Украины. Вслед за ним аналогичное заявление сделала и вице-премьер сербии Зорана Михайлович, его, правда, тут же опроверг премьер Александр Вучич: «Правительство Сербии еще не вынесло решения по „Южному потоку“».

Южный поток, частично подводный газопровод стоимостью более 16 миллиардов евро, критиковали за заведомую убыточность и политическую направленность против Украины как главного транзитера российского газа, и теперь многие комментаторы расценивают давление евросоюза на младших членов европейской семьи как месть за Крым и за украинский восток. Сам же Квросоюз в официальной версии утверждает, что причина давления на Болгарию и Сербию состоит  в нарушении так называемого третьего энергопакета, по которому одна и та же организация: то есть «Газпром» не может быть и поставщиком, и собственником трубопровода. Но до украинских событий этот документ рассматривали как рекомендательный, а вовсе не как карательный.

Остановка строительства Южного потока на первый взгляд выгодна Украине, которая не потеряет деньги, которые Москва платит Киеву за транзит. Однако все не так просто, и, возможно, Украина может на этом заработать больше, чем потерять. Политически такое решение может означать, что Европа разжимает газовые клещи России или защитить Украину. То, что Южный поток для Европы плохо   в Брюсселе объяснял Арсений Яценюк.  Однако Сербия и Болгария не остановили проект «Южный поток», не отказались от строительства, а лишь приостановили его реализацию. Рассчитывать на то, что Европа отказалась от новой российской трубы, да еще из-за политических мотивов, пока не приходится. Скорее всего, проект заморожен из-за банальной коррупции, которой Болгария, не изжившая советское наследие, страдает так же, как и Россия — пусть и в меньших объемах, но и страна меньше. Для Евросоюза это неприемлемо, объяснил «Дождю» управляющий партнер компании «Третий Рим».

Андрей Мовчан, управляющий партнер компании «Третий Рим»: В Болгарии там вообще проблема, связанная с тем, что они очень по-русски подошли к вопросу. Кто-то, что-то украл, что-то сделали не по технологии, плохо провели тендеры и т.д. А это естественно не устроило всех, кто в этих тендерах проиграл, Евросоюз достаточно серьезная организация, тут же выразили свое «фе», и болгарам,  конечно, придется прислушаться, потому что они должны жить по правилам. Транзит через Украину нужен исключительно России. Европа прекрасно его получит и по Южному потоку, и как угодно, и Украине продаст его еще дешевле, чем Россия. То есть вообще никаких стратегических или тактических причин это делать.

Позиция Сербии в этом случае понятна: деньги во времени имеют свою цену и лучше пока их потратить на что-то другое. А вот как устроен транзит через Украину (по крайней мере, был устроен до января этого года). Цена за тысячу кубометров прокачки российского газа на расстояние в сто километров росла  медленно: например в 2012 году 3 доллара 6 центов в январе, потом 3 доллара  11 центов, потом еще на один цент к концу года. «Газпром» чаще всего оплачивает транзит авансом, и в компании считают, что транзит оплачен до начала 2015 года. По данным «Газпрома», общая сумма авансовых платежей за транзит газа с начала 2012 года до конца прошлого года составила 5,15 млрд долларов. Более того, сумма вычисляется по формуле, в которой она связана с ценой газа. Если Украина добьется уменьшения стоимости газа, то и период обслуживания транзита должен увеличиться. Причем Киеву из этой суммы пять миллиардов надо еще тратить на обслуживание газотранспортных сетей. И вот тут-то и кроется подвох. Возможно, Украине выгоднее было бы вообще отказаться от роли транспортера, и покупать весь газ в Европе.

Андрей Мовчан, управляющий партнер компании «Третий Рим»: В любом случае сумма за транзит несравнима с разницей в цене на газ, например. Если бы Украина получала газ по Китайской цене нашей новой, то никакой транзит ей был бы не нужен пять раз, Кроме того перед Украиной стоит задача не сэкономить или заработать два миллиарда в год, перед Украиной стоит задача, как из ВВП три тысячи долларов на человека, сделать хотя бы пятнадцать. Это несопоставимые задачи и транзитом можно пренебречь.

«Южный поток» сегодня не соответствует европейскому законодательству, по которому производитель, транспортер и владелец трубы не может быть одним и тем же. Это и есть официальная позиция Украины по поводу «Южного потока»: такую позицию высказал министр энергетики Юрий Продан, когда «Дождь» до него дозвонился. Украина взялась соблюдать европейские стандарты и не может допускать нарушения правил действующих в Евросоюзе.

На практике же это означает, что, по мнению Киева, у России уже есть надежный транспортный механизм — газотранспортная сеть Украины, и надо договариваться о цене на газ. В России, кажется, не смотрят на то, что даже «Северный поток» пока загружен процентов на 70 и собираются построить поток «Южный». И все еще могут: в конце концов Болгария соберется и проведет новый тендер, а пока можно обсудить кому он будет принадлежать. Вот с чем Украина, к примеру, уже столкнулась, так это с тем, что наладить экспорт словацкой нефти так и не удалось. В конечном итоге оператора газотранспортных сетей Eustream принадлежит «Газпрому» через блокирующий пакет акций, и это в Брюсселе тоже хорошо понимают.

Фото: ASSOCIATED PRESS

Другие выпуски