Как стать объектом прослушки ФСБ. Советы Верховного суда

14/12/2012 - 22:29 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Например, для этого достаточно «покритиковать власть на фоне экономического кризиса». Именно такая формулировка содержится в постановлении Верховного суда.
Сообщения о прослушке и слежке за отдельными гражданами в прессе появляются регулярно. Однако редко эти факты получают юридическую поддержку, тем более со стороны Верховного суда. Однако этого удалось добиться депутату городской думы Екатеринбурга, лидеру местного отделения партии «Яблоко» Максиму Петлину.

Петлин был задержан в феврале 2011 года по обвинению в вымогательстве у местной строительной компании 3 миллионов рублей. Само это дело достойно отдельного сюжета, однако решение которое принято в рамках этого разбирательства, может коснуться не только Петлина, но и всех россиян. В материалах уголовного дела Петлин обнаружил постановление Свердловского суда, принятое за три месяца до его задержания. Согласно нему, сотрудники местного ФСБ получали разрешение на просушку телефонов депутата, взлом электронной почты, слежку и другие оперативно-розыскные мероприятия. При этом в постановлении были прописаны основания для слежки, которые представили оперативники и которые суд посчитал достаточными. Именно их и обжаловал в Верховном суде обвиняемый Петлин. Однако проиграл, судья Верховного суда Галина Истомина посчитала, что доводы оперативников были обоснованы. Заодно в ее постановлении приводятся эти самые доводы.

Итак, несколько цитат: «Членство в движении «Солидарность», цель которого смена режима «Путина -Медведева»; «критика существующей власти на фоне финансово-экономического кризиса»; «пропагандистская работа с населением»; Участие в акциях по 31 числам; «негативная оценка процесса расширения полномочий ФСБ» и, наконец, «организация экономических и правозащитных консультационных центров».

Получается, если любой из этих критериев относится и к вам, значит, суд посчитает необходимым организовать за вами слежку и прослушивание ваших телефонов. Факты просушки по этим критериям, в частности, «организация экономических и правозащитных центров», уже встречались и раньше. Так, например, глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков вспомнил, что находил подслушивающее устройство у себя в офисе. Также недавно была обнаружена прослушка в офисе проекта «Роспил» Алексея Навального, который борется с экономическими преступлениями. Правда, ни тот, ни другой факт не подкреплен судебным решением. По крайней мере, пока.

Павел Чиков, председатель правозащитной ассоциации «Агора»: Прослушивание телефонных переговоров делается для двух целей. Первая цель наиболее распространенная - чтобы получить информацию. Не использовать расшифровку и распечатку как доказательство по уголовному делу, а получить информацию и потом ее как-то использовать в других целях, не как доказательство по делу. И это, безусловно, абсолютно нелегально. Но это повсеместная практика. А в суд обращаются тогда, когда необходимо получить эти материалы как доказательство по уголовному делу. Когда материалы необходимо легализовать.

Интересно, что прослушивать вас могут как оппозиционера, а дело завести по совсем другой статье. В случае с Петлиным, оперативники убедили Свердловский суд, что депутат вот-вот нарушит статью 280, то есть призовет к осуществлению экстремистской деятельности. Однако никаких претензий в рамках этой статьи Петлину так предъявлено и не было. Зато нашлась другая статья – «вымогательство». Причем приобщен к делу может быть буквально любой ваш разговор.

Максим Петлин, депутат гордумы Екатеринбурга: Там такие разговоры, типа "Максим Анатольевич, как мне пройти на стройлощадку". Речь шла о стройплощадке, о противодействии незаконной стройке. Я объясняю человеку, как ему пройти на стройплощадку. Такой звонок был приобщен к делу. Или мой бывший помощник говорит: "Максим Анатольевич, есть вопрос, надо встретиться". По поводу? "Это не телефонный разговор". Я следователя спрашиваю, что же подтверждает эта прослушка? "Значит, вы с ним встретились и планировали, как будете вымогать денежные средства".

Решение судьи Верховного суда Истоминой еще можно обжаловать. По словам Максима Петлина, он, намерен, обратиться напрямую к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву.

Также по теме
    Другие выпуски