Как российские власти пользовались машиной времени

27/02/2013 - 21:09 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно

Когда Cледственному комитету не терпится, может показаться, что у ведомства появилась «машина времени». Именно такая история произошла сегодня с политиком Алексеем Навальным, который в день опроса с удивлением обнаружил, что следователи заранее знают, что он скажет на допросе, до которого остается еще пара часов.

Но зачастую ошибки, которые допускают приближенные к власти, заставляют подумать, что управлять временем они и в самом деле пытаются, хотя и не очень удачно. О том, как работает такая «машина времени» выяснял Тимур Олевский.

Олевский: Утро политика Алексея Навального началось с того, что он узнал о результатах своего похода в Следственный комитет, хотя сам собирался туда только в середине дня. Известный блогер является фигурантом сразу четырех уголовных дел, и неудивительно, что твиттер официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина он смотрит регулярно. Там появился анонс работы следователей: будто бы они уже установили факты незаконного получения Навальным адвокатского статуса. Скоро последовало и продолжение в виде пресс-релиза на сайте Следственного комитета, в котором сказано, что Алексей Навальный уже был допрошен.

Владимир Маркин, представитель Следственного Комитета: В рамках уголовного дела по фактам растраты имущества компании «Кировлес» Навального, в том числе допросили и по обстоятельствам получения им адвокатского статуса. Дело в том, что у следствия появились сомнения в законности получения адвокатского статуса Навальным в 2009 году, который на тот момент являлся советником губернатора Кировской области. Навальный от дачи показаний по этому факту, как впрочем, и по всем остальным фактам отказался, сославшись на ст.51 Конституции РФ.

В своем блоге Навальный высмеял Следственный комитет и самого Владимира Маркина, который, по его мнению, поспешил заявить, что политик отказался давать показания. Это произошло до начала допроса, ведь заявление появилось на сайте комитета в пол 11 утра, а повестка Навального была выписана на 12 часов дня. До этого Навального уже месяц не вызывали. Странно, если бы заявление появилось, спустя месяц.

Что касается удостоверения адвоката, то Алексей Навальный настаивает на том, что сделал все по закону и предложил несогласным, в том числе и следователям, жаловаться в адвокатскую палату Кировской области, где он получал свой статус некоторое время назад.

Интересно, что новость появилась досрочно, как будто реакция допрашиваемого была известна. Машина времени все чаще переносит представителей власти в будущее – так, например, случилось  судьями Ивановской области. 22 января они ответили главе объединения «Русь сидящая» Ольге Романовой, что жалоба на отказ ее мужу Алексею Козлову в УДО не может быть рассмотрена по формальным причинам. Но Ольга Романова тогда тоже немало удивилась.

Ольга Романова, журналист: Произошла очень обычная вещь. Такое бывает – заседание перенесли с одной даты на другую. И все. А они уже готовы откомментировать решение, которое было принято через неделю. Они его знали, по крайней мере, еще неделю назад. 22 января нам торжественно отказали, конечно, я могу обжаловать это решение не ранее 30 января. Но мне ответили 22 января на отказ в УДО,

Судебную систему машина времени переносит на неделю вперед, а прокремлевских блогеров только на несколько часов. По крайней мере накануне марша против подлецов 13 января, шествия против закона о запрете усыновления сирот США, группа блогеров опубликовала липовые отчеты о полном провале акции и ее заказном характере. Получилось довольно неудобно, ведь утверждения, что марш прошел, пришлось спешно переправлять на «пройдет». Правда, картинка с экрана все помнит. Тем страшнее выглядит сейчас давняя история 1999 года. Это случилось 13 сентября на заседании совета Госдумы после взрыва жилого дома в Москве на Каширском шоссе. Тогдашний спикер Госдумы Геннадий Селезнев объявил минуту молчания, а потом ему вдруг поднесли записку, и он произнес примерно следующее: «По сообщениям из Ростова-на-Дону сегодня ночью был взорван еще один жилой дом в Волгодонске». Об этом рассказал беглый сотрудник ФСБ Александр Литвиненко незадолго до своей смерти. Кстати, он указал, что взрыв в Волгодонске был, и люди действительно погибли. Но случилось это не 13, а 17 сентября – на четыре дня позже. Как будто кто-то просто перепутал бумажки. Стенограмма этого заседания на сайте Госдумы сейчас нет. А вопрос главы ЛДПР Владимира Жириновского, который он задавал 17 сентября Селезневу, попал в сеть.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР: Оставьте в покое сегодня нашего министра. Вы же видите, что происходит в стране. Вспомните, Геннадий Николаевич, вы нам в понедельник сказали, что дом в Волгодонске взорван. За три дня до взрыва. Это же можно как провокацию расследовать, если Госдума знает, что дом, якобы, будет взорван, а его взрывают в четверг. И в это время мы с вами занимаемся совсем другими делами. Давайте этим займемся. Как это произошло, что вам докладывают, что в 11 утра в понедельник взорван дом, а администрация Ростовской области не знала о том, что вам об этом доложили?

Сейчас Геннадий Селезнев не отказывается от объяснений. Он рассказал ДОЖДЮ, что этот казус был связан с какими-то техническими информационными накладками.

Геннадий Селезнев, экс-спикер Госдумы: Это было не в палате, как там орет Жириновский. Это было на заседании совета Думы.

Он объясняет, что в этот день был криминальный взрыв. И это попало на ленты информагентств, поэтому кто-то ошибся, и сам Селезнев был в то время введен в заблуждение. Хотя многие считают, что такое объяснение не релевантное. Вы думаете, сегодня Владимир Маркин не смог объяснить, что произошло? Он объяснил все в твиттере. Он даже проявил остроумие. Во-первых, он написал, что речь идет о допросе Навального, который состоялся давно, как потом уточнил Навальный – в августе. Маркина спросили, почему Навальный все время крайний. На что Владимир Маркин задорно ответил, кто крайний не Навальный, есть свой крайний, имея ввиду главу «Росрыболовства», и его дело они тоже сейчас расследуют.

Навальный был сегодня в Следственном комитете, но, как он говорит, никто его не допрашивал, так что информация на сайте ведомства не точна.

Другие выпуски