Как Россия мстит за санкции, почему пенсионные деньги пустят на Крым и накажут ли полицейских из Казани, раздевших болельщиц «Спартака». Итоги 5 августа

Здесь и сейчас
5 августа 2014
Поддержать программу
Поделиться
Часть 1 (23:27)
Часть 2 (11:31)
Часть 3 (17:54)

Комментарии

Скрыть

Полный выпуск информационной программы «Здесь и сейчас» от 5 августа. В этом выпуске:

Россия закроет небо. В ответ на европейские санкции западным авиакомпаниям могут запретить летать над российской территорией. Убытки трех крупнейших небесных партнеров России Lufthansa, British Airways, Air France могут превысить миллиард евро.

Пенсии пустят на Крым. Правительство хочет изъять средства из пенсионных накоплений граждан не только за текущий год, но и за следующий. Другого выхода нет:  бюджет страны не сходится, а непредвиденные расходы лишь растут.

Казанские полицейские снова напомнили о себе. На этот раз досталось футбольным болельщицам. Девушек на стадионе под предлогом заботы о безопасности решили раздеть догола.

***

Россия ответит на все. Владимир Путин поручил придумать, как наказать запад за санкции   «разумеется, делать это нужно крайне аккуратно, чтобы производителей отечественных поддержать, но потребителям не навредить», - сказал президент. И при этом подчеркнул   «политические инструменты давления на экономику неприемлемы, они противоречат всем нормам и правилам».

Для начала Россия может закрыть для европейских авиакомпаний транзитный пролет по транссибирскому воздушному коридору. Как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на федерального чиновника и еще нескольких собеседников, консультации идут на уровне МИДа и Минтранса. Таким способом Россия намерена наказать Европу за санкции в отношении «Добролета». Цена вопроса – около полумиллиарда долларов в год, которые потеряет российская авиация.

Итак, речь идет о роялти – ежегодных сборах, которые иностранные авиакомпании платят за использование транссибирского воздушный коридора в качестве транзита для полетов. 

Правила международных перелетов регулируются Чикагской конвенцией 1944 года, в которой Россия участвует. Но практически все страны имеют друг с другом двухсторонние соглашения. Именно такими договорами в 70-х годах 20 века и было закреплено право европейских авиакомпаний выполнять транзит через воздушное пространство советского союза. Причем европейские компании сами просили открыть им коридор в обмен на ежегодную плату. Так единственное авиапредприятие страны – «Аэрофлот», стало бенефициаром этой сделки.

После распада Советского Союза соглашения продолжили действовать, а «Аэрофлот» – получать роялти. Сборы, по оценкам экспертов, могли достигать полумиллиарда долларов. Точная сумма роялти никогда не называлась, но сейчас, по словам источников, близких к совету директоров  «Аэрофлота», компания может получать до 300 миллионов долларов в год. Кроме «Аэрофлота», роялти также получает «Трансаэро» – около 8 млн долларов, и грузовая авиакомпания «Волга Днепр», около 50 миллионов. Все три компания является назначенными перевозчиками на маршруте транссиба. В советское время полученные  «Аэрофлотом» роялти тратились на развитие государственной авиации. Как используются деньги с момента частичной приватизацией авиакомпании, точно не известно. По данным газеты «Ведомости», в 2012 году «Аэрофлот» вернул в бюджет 30 миллионов долларов от полученных роялти, а остальные 170 миллионов оставил себе. Для сравнения – чистая прибыль перевозчика, с которой платятся дивиденды, в том же году составила 166 миллионов долларов.

Бывший член совета директоров «Аэрофлота» Алексей Навальный, комментируя ситуацию, в своем блоге сообщил, что деньги компании достаются исключительно в обмен на то, что «Аэрофлот» нагружают совершенно убыточными для компании политическими проектами – как то покупка лайнеров «Сухой Суперджет», снижение цен на авиабилеты до Владивостока, создание «Добролета». И в этих проектах «Аэрофло»т просто выступает в роли государства, выдавая дотации, утверждает Навальный.

При этом правительство, которое сейчас готово закрыть транзит через транссиб и потерять роялти, несколько раз пыталось лишить «Аэрофлот» этих денег в свою пользу. Последний конфликт случился в 2012 году.

Однако Минтрансу, заместителем главы которого с 2009 года является  бывший гендиректор «Аэрофлота», Валерий Окулов, который курирует авиаотрасль, так и не удалось это сделать. В авиакомпании против передачи роялти государству выступали представители крупнейшего в то время частного акционера» Аэрофлота» – Александра Лебедева, Алексей Навальный и Сергей Алексашенко. Близок к тому, чтобы потерять роялти, «Аэрофлот» был дважды и без конфликтов с правительством. Еще в 2006 году Россия и Евросоюз подписали меморандум о намерениях в сфере либерализации воздушных перевозок, согласно которому с 2014 года Россия должна была отменить роялти за пролет над транссибом. Но с 2012 года в Европе заработала новая система торговли квотами на парниковые газы. Тогда посчитав будущие убытки, Минтранс отказался отменять роялти. Упразднить роялти Россия обещала и при вступлении ВТО, но также этого не сделала.

И вот теперь сборы могут быть отменены – вместе с разрешением на транзитные полеты через транссиб. Конечно, «Аэрофлот», и связанные с ним лица, является главной заинтересованной стороной в сохранении роялти. Но, несмотря на мощное лобби со стороны авиакомпании, решение об отмене сборов будет приниматься на политическом уровне. Пока на эту тему высказался только пресс-секретарь президента. Дмитрий Песков сказал, что речь идет о хороших доходах, поэтому цитирую нужно все «за» и «против» принимать во внимание, дабы не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя молотком себя по голове. Больше всего от запрета на полеты через транссиб пострадают British Airways, Air France и Lufthansa. 

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.