Как компания "ЮТэйр" из маленького перевозчика превратилась в третью в стране

03/04/2012 - 00:01 (по МСК) Ольга Писпанен, Дмитрий Казнин
Как мэр Москвы связан с тюменской авиакомпанией.

Авиакатастрофа под Тюменью произошла из-за обледенения самолета. Это основная версия сегодняшней трагедии. По крайней мере, так считают в оперативном штабе по ликвидации последствий крушения. Ранее эти же предположения высказывались на авиационных форумах в интернете. Возможно, перед вылетом лайнер плохо обработали специальными реагентами. Так это или нет, сейчас выясняют следователи, которые уже изучают предполетные документы. Найденные на месте крушения бортовые самописцы направят для расшифровки в Межгосударственный авиационный комитет. Они сохранились хорошо, как и почти все приборы в кабине летчиков. И уже известно, что двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей.

Лайнером управлял очень молодой экипаж. Первый пилот не дожил одного дня до своего 28-летия, второму было 24. Заметив неполадки на борту, они развернули машину и попытались ее посадить, однако самолет не дотянул километра до полосы и рухнул, развалившись на части. Из 43 находившихся на борту человек погиб 31, выжили 12. Все они – в тяжелом состоянии в больницах Тюмени. Из Москвы туда уже прибыл специальный борт МЧС с медицинским оборудованием. При необходимости пострадавших готовы принять московские клиники. Семьи погибших получат компенсации в размере полутора миллионов рублей, выжившие – по полмиллиона. 4, 5 и 6 апреля в Тюменской области объявлены днями траура. Сегодняшняя катастрофа всколыхнула и Госдуму. В Комитете по транспорту уже заявили, что при необходимости готовы поменять законы.

Москвичев: Комитет по транспорту очень тщательно следит за ходом расследования. Я постоянно на связи со специалистами, которые там принимают участие. И если мы увидим, подчеркиваю, увидим, что недостаточно законодательства какого в области безопасной перевозки пассажиров, в первую очередь в авиации, то мы будем рассматривать. Но, на мой взгляд, на первый, что законодательство, которое имеется сегодня в Российской Федерации, его достаточно.

Напомним, самолет АТР‑72 авиакомпании «ЮТэйр» разбился утром при взлете из тюменского аэропорта Рощино. Он выполнял рейс в Сургут.

Еще полгода назад авиакомпании «ЮТэйр» предрекали статус официального перевозчика московской мэрии и готовили скорый переезд из Тюмени во Внуково – все благодаря тесным связям с мэром столицы Сергеем Собяниным.

В современном виде компания «ЮТэйр» существует с 2002 года. Именно тогда в результате слияния «Тюменьавиатранс» и ряда небольших компаний она и сформировалась в то, что мы знаем сейчас.

Штаб квартира располагается в Ханты-Мансийске, а 2 основных аэропорта – это московское Внуково и тюменское Рощино. Вообще, «ЮТэйр» на данном этапе – главный авиаперевозчик Тюмени, и практически изначально компанию связывали с тогдашним тюменским губернатором Сергеем Собяниным. В ряде местных СМИ даже появлялась информация о неком личном интересе чиновника в компании, однако никаких подтверждений этого не было.

Однако расцвет «ЮТэйр» приходится на тот момент, когда Собянин уже переехал в Москву на пост главы Администрации президента. Именно на 2006-2007 годы приходится пассажирский бум тюменского авиаперевозчика, появляются новые направления. Ряд изданий, например, связывает то, что именно «ЮТэйр» получает один из самых важных маршрутов – из Казани в Турцию с визитом Собянина к тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. До этого на маршрут претендовала авиакомпания «Татарстан».

В 2008 году «ЮТэйр» попадает в так называемый «список Шувалова» – она становится одним из системообразующих предприятий. То есть, в случае финансовых проблем, государство обещает помочь.

Однако в тройку крупнейших авиаперевозчиков «ЮТэйр» входит, когда Собянин возглавляет Москву. Одной из первых его инициатив является распродажа непрофильных активов города. И первой компанией, которая оказывается не нужной столице – авиакомпания «Москва», которая с 1999 года была официальным перевозчиком правительства города. «ЮТэйр» ставит своего представителя во главу компании в 2010 году. «Москва» с 2011 года переходит под управление «ЮТэйр», а потом и вовсе прекращает существование; маршруты с авиапарком переходят тюменской компании.

В 2010 году, наконец, выходят из тени и собственники «ЮТэйр».

Более 75% компании принадлежит пенсионному фонду «Сургутнефтегаза». Как сообщает газета «Ведомости», Сергей Собянин в теплых отношениях с главой сырьевой корпорации Владимиром Богдановым. И связывает историю с компанией «Москва» именно с этим обстоятельством.

В конце концов, в прошлом году «ЮТэйр» становится третьим перевозчиком, уступая лишь «Аэрофлоту» и «Трансаэро». И неоднократно заявляет о своих амбициях продолжить захватывать небо над Россией. 

Также по теме
    Другие выпуски