Йо-хо-хо и бутылка ромашкового чая! Кто они – пираты-2013, и что им грозит, если их поймают

02/10/2013 - 21:42 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер
И все-таки они пираты. Такого в российской судебной практике еще не было. Сегодня Следственный комитет предъявил новые обвинения активистам «Гринпис», в том числе и по 227-й статье Уголовного кодекса – пиратство. За нападение на судно в составе организованной группы им грозит до 15 лет лишения свободы.

Таким образом, на ледоколе «Арктик Санрайз, с которого экологи собирались штурмовать платформу «Приразломная», было не пять пиратов, как утверждали российские следователи вначале, а сразу 14 человек, из Великобритании Бразилии, Финляндии Голландии. Россия в этом списке представлена арестованными Дмитрием Литвиновым и Романом Долговым. Суд обещает быть интересным еще и потому, что в России таких процессов почти не было. Кого и как судили за пиратство в нашей стране – выяснял Тимур Олевский.

Олевский: За пиратство, судя по всему, судят крайне редко. Я сегодня провел практически весь день, изучая базы данных российских судов, чтобы понять, какие уголовные дела были, какие процессы прошли. Выяснилось, что у российских следователей больше было намерений судить пиратов, чем возможность настоящих морских волков привлечь к ответственности. Кроме, пожалуй, может быть одного исключения: процесса захватчиков сухогруза «Arctic Sea». Судно, по официальной версии, в 2009 году было захвачено в акватории Балтийского моря и освобождено сторожевым кораблем «Ладный». Тут, кстати, интересная игра названий. Сухогруз «Arctic Sea» освободил корабль «Ладный», а ледокол «Arctic Sunrise» от пиратов освободил корабль «Ладога». Хотя, в общем-то, буквы похожие, судьба у них, видимо, тоже похожая. С «Arctic Sea» в 2009 году сняли 8 человек-пиратов. По версии следователей, четверо из них были без гражданства, двое россиян, один гражданин Эстонии, один из Литвы. Все они получили сроки от 7 до 12 лет лишения свободы именно за пиратство. Причем организатор нападения на судне и на суде потом он утверждал, что заказчиком всего этого был бывший глава контрразведки Эстонии Эрик Кросс. Он якобы хотел таким образом продвинуть интересы своей фирмы по охране судов в Балтике. Однако в мире до сих пор популярна версия, что на сухогрузе было какое-то контрабандное оружие для Ирана, которое перехватил спецназ страны, несогласной с такой торговлей. Кстати, Россия оправдывалась и судила пиратов очень строго. Следователям представлялись случаи поддержать обвинение по 227-й статье в судах России и потом, но подсудимых больше им ни разу не доставалось. 25 мая 2012 года  Южным следственным управлением на транспорте Следственного комитета было возбуждено дело в отношении неустановленных нигерийцев, захвативших танкер «Skybird». Танкер отпустили, все убежали. Танкер  «Energy Conqueror» в сентябре прошлого года ограбили, но когда военные пришли на помощь, пираты уже сбежали. Дело ведет также Южное следственное управление на транспорте. 11 ноября 2010 года сомалийские пираты захватили судно «Ганнибал-2» с россиянами в числе команды. Судно выкупили, никого не поймали. Южное следственное управление ищет похитителей, и только позже настоящие пираты были в руках российских властей. Танкер «Морской университет» оказался у них в плену, капитан был ранен, и крейсер «Маршалл Шапошников» пришел на помощь. Но, несмотря на все усилия Южного следственного комитета на транспорте, военные выпустили пиратов на лодке и отправили их в сторону берега. После этого, кстати, в интернете появилось довольно много роликов неизвестного происхождения, авторы которых утверждали, что на них показана истинная судьба сомалийских морских корсаров.

Найти процессы пиратов мы, в общем-то, не сможем. В этом меня заверил и редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко.

Михаил Войтенко, главный редактор издания «Морской бюллетень»: Может быть, где-то когда-то кому-то приляпали эту статью, там бывали такие грабительские, вообще непонятные происшествия, на внутренних водных путях. Грубо говоря, «нажрется» кто-нибудь на моторке, выйдет на судовой ход на реке и пульнет из ружья по судну.

Казалось бы, неужели в России нет пиратства? Я изучил судебную практику, которая как-то связана с транспортом на воде, и выяснилось, что довольно много уголовных дел, связанных с угоном судов. Прямой пример, очень показательный: Сахалинский областной суд приговорил мастера добычи малого рыболовного сейнера к шести месяцам исправительных работ за угон судна. Человек выпил  и отправился путешествовать на сейнере, отключив все возможные навигационные приборы. В Подмосковье мужчина, выпив, угнал прогулочный катер, сел на мель. Его сняли полицейские оттуда, тогда еще милиционеры, точно так же судили. Таких угонов, даже иногда с применением оружия, довольно много. Но, действительно, судов, которые бы касались непосредственно пиратов, по крайней мере, за последние десять лет, ни в практике Верховного суда, ни других российских судов как-то не замечено. В этом смысле процесс, который сейчас раскручивается, в том числе и с подачи Следственного комитета (ведь это они предъявили обвинение в пиратстве), обещает быть очень интересным.

Другие выпуски