«Яценюк делает вид, что никакого парадокса в его заявлениях нет». Как закончить газовый торг между Украиной и «Газпромом»

03/06/2014 - 19:47 (по МСК) Мария Макеева, Тихон Дзядко

«Мы осознаем, что цена в 268 долларов за тысячу кубометров газа была взяткой предыдущей украинской власти, но мы настаиваем на сохранении этой цены»,  — такое неожиданное признание сделал сегодня премьер министр Украины Арсений Яценюк, выступая в Верховной раде. О снижении цены на газ последние два дня договариваются Газпром и «Нафтогаз Украина»; вчера до позднего вечера пытались договориться в Брюсселе, сегодня —  уже в Берлине. Как заявил глава Газпрома Алексей Миллер, Украина обязана погасить всю задолженность за предыдущие поставки газа. В этом случае Россия может предоставить скидку, но даже так итоговая сумма будет сильно выше той цифры, о которой заявил Яценюк.

Подвижки в газовой войне начались в эти выходные, когда «Нафтогаз Украины» перечислил Газпрому почти 800 млн долларов. Как заявили в российской газовой монополии, это погашение долга за февраль и март; тогда цена за тысячу кубометров составляла 285 долларов.

Но российская сторона настаивает на погашении долга за ноябрь-декабрь прошлого года; тогда, до предоставления Владимиром Путиным скидки, цена за тысячу кубометров равнялась 385 долларам. Именно эту цифру и возникший долг и оспаривает Украина. Глава «Газпрома» Алексей Миллер дает понять, что «Газпром» готов ждать, правда, недолго.  Так, если «Нафтогаз» погасит требуемый долг до 9 июня,   а это примерно 2 млрд. долларов,   Россия может отсрочить режим предоплаты. Напомним, предоплата – это ноу-хау в газовой войне со стороны России.

Важное заявление сделал накануне и  еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер; переговоры по газу трехсторонние, и проходят при посредничестве Москвы, Киева и Еврокомиссии. Так вот, по словам Эттингера, Россия готова отказаться от действующей с апреля цены в 485 долларов и снизить цену почти на 100 долларов. Об этом же заявлял и Миллер, говоря о  скидке только в том случае, если все долги будут закрыты. Однако цена в коридоре 350-380 долларов вряд ли устроит Украину. Об этом сегодня в Верховной Раде заявил премьер Арсений Яценюк, сославшись на то, что если между Россией и Украиной и была коррупционная составляющая, то она должна быть сохранена. «Мы осознаем, что цена в $268 за тысячу кубометров газа был взяткой предыдущей украинской власти, но мы настаиваем на сохранении этой цены,   такое откровенное заявление сделал Яценюк.

Напомню, цена в 286 долларов действительно существовала, но недолгое время. Случилось это после того, как Владимир Путин в декабре 2013 года заявил о поддержке братского народа, пообещав, кроме того, выделить кредит в размере 15 млрд. долларов.  Такая низкая цена за газ  стала результатом и другой, «харьковской» скидки: речь о соглашении, подписанном бывшим российским президентом Дмитрием Медведевым и бывшим президентом Украины Виктором Януковичем в 2010 года. Однако уже в марте этого года, в результате затянувшегося украинского кризиса, Медведев заявил о том, что соглашения с Януковичем подлежат денонсации. После этого выступила уже Украина, пообещав суд с Газпромом в Стокгольмском арбитраже. Однако пока идут торги и переговоры, и Москва, и Киев от идеи суда отказались.

Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ: Вот цена в 268,5 долларов, которая была установлена в конце прошлого года, вот, она конечно же была политически мотивирована. Яценюк дает эмоциональные оценки, там, коррупционные составляющие. Там не было какой-то коррупционной составляющей. Там была составляющая простая: Янукович испугал Путина уходом в Европу и выторговал комфортную цену на газ. Вот и вся история. И все это прекрасно понимают. 268,5 — очень низкая цена. И почему-то, вот, она, как раз, абсолютно политически мотивирована. Когда, например, Яценюк говорит: «Нам не нужна политически мотивированная цена» — окей, вот вам политически немотивированная цена — 485 долларов. А цена в 268,5, она как раз абсолютно политически мотивирована. Но поскольку она низкая, Яценюк делает вид, что никакого парадокса в его заявлениях нет, а на самом деле он, конечно же, есть.

Другие выпуски