Из-за вступления России в ВТО автомобили не подешевеют, а подорожают

10/07/2013 - 01:17 (по МСК) Михаил Зыгарь, Анна Монгайт
Россия пожинает плоды вступления в ВТО. Европейский союз подал первый иск к России в рамках Всемирной торговой организации. Европейцы пытаются оспорить решение Москвы ввести так называемые утилизационные сборы на импорт автомобилей.

Мирным путем договориться не удалось и теперь стороны будут разбираться в специальном суде. Чем закончится тяжба и как это отразится на ценах на автомобили – выяснил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: О подаче иска сегодня официально сообщила Еврокомиссия. Там заявили, что ждали окончания весенней сессии Госдумы, чтобы понять, готова ли Россия добровольно отменить сбор. В пятницу депутаты ушли на каникулы, а законопроект о реформе сбора так и не был внесен на рассмотрение. Иск к России последовал незамедлительно.

Россия ввела так называемый утилизационный сбор в сентябре 2012 года, через месяц после официального вступления во Всемирную торговую организацию. Одним из требований для членства в ВТО было довольно значительное снижение ввозных пошлин на импортные автомобили. Российские власти не пожелали снимать защиту с отечественных производителей. Вместо пошлин был введен сбор  размером от 20 до нескольких миллионов рублей на спецтехнику. «Так называемым» я упорно  называю этот сбор потому, что, по сути, к утилизации он никакого отношения не имеет.  Деньги исправно собираются, однако где они и на какие цели тратятся, никто вразумительно ответить не может. Инфраструктуры для утилизации автомобилей, соразмерной гигантскому российскому автопарку, в России как не было, так и нет. Собственно, сами чиновники и депутаты в тот момент, когда сбор вводился, регулярно проговаривались о том, что другой цели, кроме как защитить российских автопроизводителей, у сбора нет. Впрочем, европейцев беспокоили не проблемы утилизации, а то, что российские производители такие сборы не уплачивали. Вместо этого, они давали некие гарантии, что через 7 лет, когда, по идее, срок использования машины истечет, они его безопасно утилизируют. Впрочем, как и кто будет выполнять эти обязательства, все равно никто не знает.  Эффект от этой псевдопошлины был вполне реальный. Европейцы заплатили в российский бюджет за неполный год почти более 1 млрд. евро, а импорт довольно значительно снизился.

В ЕС таким положением дел были очень недовольны. По их мнению, сбор прямо ущемляет конкуренцию и права европейских автопроизводителей, что строго настрого запрещено членам ВТО. Сначала пытались с Москвой договориться, некоторые обещания даже были даны на саммите Россия – ЕС. Но ничего не вышло. И вот теперь первый судебный иск к России, как члену ВТО. Алексей Портанский, в прошлом имевший непосредственное отношение к переговорам по вступлению в ВТО, считает, что, скорее всего, решение в этом разбирательстве будет не в нашу пользу.

Алексей Портанский, профессор Института торговой политики НИУ ВШЭ: Учрежденный сбор, когда он был введен, с самого начала вызвал, конечно, протесты, возражения наших европейских партнеров, потому что характер его взимания с наших производителей и с импортеров несправедлив. Здесь имеет место нарушение справедливой конкуренции. А вот в ВТО это самое главное – понятие «справедливая конкуренция». Это то, на что в ВТО молятся.

Процедура решения споров внутри ВТО предполагает, что стороны в течение двух месяцев еще могут договориться о мировом соглашении. Затем следует разбирательство, которое обычно может занять до нескольких месяцев. Проигравшая сторона обязуется изменить свою торговую политику и, иногда, возместить ущерб пострадавшему. В общем, до конца года, так или иначе, решение будет принято. Вопрос в том, если Москва проиграет, как она поступит – отменит сбор вовсе или заставит его платить и местные автозаводы тоже.

Олег Дацкив, генеральный директор Auto-dealer.ru: То, что, я думаю, введут для российских  производителей, это не вызывает сомнения. Дело в том, что просто Дума ушла на каникулы и не доделала начатое два-три месяца назад, когда действительно ситуация была критической и вроде как наш Минпромторг заявил о том, что давайте сделаем сборы для всех. Европа даже на этот вариант не соглашается. Практика разбирательств в ВТО и Евросоюзом как раз говорит о том, что вполне возможен 3-4-летний период, когда все будет обсуждаться, мусолиться.

Не сложно догадаться, кто в результате оплатит эти сборы в России. Конечно, покупатели. Для самых дешевых автомобилей включение в стоимость утилизационного сбора может привести к росту цены на 10%. Для российского авторынка это может быть очень неприятно. Продажи последние несколько месяцев падают. Мы снова остановились в шаге от того, чтобы стать крупнейшим авторынком в Европе.  В правительстве думают над различными стимулирующими мерами, например, оплате из казны части автокредитов.  Но, кажется, более простой способ – просто отменить этот утилизационный сбор совсем. По крайней мере, до тех пор, пока не будет создано все необходимое для этой самой утилизации, и  не станет ясно, куда и кем эти деньги тратятся. 

Другие выпуски