Из Воронежа в Нижний Новгород на Bombardier. Канадцы строят завод в России

29/08/2013 - 21:48 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер
Русский бомбардир. В России построят новый авиазавод. Правда, выпускаться на нем будут канадские самолеты. Госкорпорация «Ростех» и канадская компания Bombardier подписали предварительное соглашение о создании совместного предприятия. Договор подписан на проходящем в эти дни Московском авиакосмическом салоне.

На выставке МАКС-2013 в Жуковском побывал наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Второй день МАКСа, пожалуй, самый удачный для посещения. В день открытия салон осматривал премьер Дмитрий Медведев, из-за чего попасть в павильоны было практически невозможно. В выходные же выставка откроется для всех желающих, и аэродром летно-испытательного института имени Громова заполнится десятками тысяч посетителей.

Вчера на МАКСе был так называемый «вертолетный день». Значительная часть летной программы была посвящена винтокрылым машинам. Современные вертолеты могут летать практически как угодно, даже вверх ногами. Кроме исполнения  фигур высшего пилотажа, вертолеты тушили пожары, десантировали спасателей, эвакуировали пострадавших и даже поражали учебные цели. В целом же на выставке представлена любая техника, хоть как-то связанная с полетами: от гигантских авиалайнеров, до малой авиации, экранопланов, аэросаней, дельтапланов и даже беспилотников. Они, кстати,  заняли значительную часть экспозиции. Дроны, как их принято называть на Западе, готовы выполнять любую задачу – разведка, научные замеры и даже ракетные удары по противнику. Но гвоздем программы МАКС-2013 были две машины.

В гражданской авиации это самый большой в мире авиалайнер A-380. Этот двухэтажный гигант стоял при входе на выставку. При желании в него может поместиться целый небольшой поселок – 850 человек. Размах крыльев сравним с футбольным полем – 80 метров. Чтобы полетать на нем вам придется отправиться на Ближний Восток или Юго-Восточную Азию. На сегодняшний день только там эти гиганты работают на регулярных рейсах. В Москву же А-380 пока прилетал лишь несколько раз.

В разделе военной авиации балом правил новейший российский самолет Т-50. Это истребитель пятого поколения – вершина российских технологий. В день открытия Дмитрию Медведеву демонстрировали в воздухе звено из трех машин. Мне уже удалось посмотреть сольное выступление. «Петля», «колокол», «кобра» – все эти сложнейшие фигуры даются Т-50 без проблем. Но когда самолет поворачивается на бок, зависает в воздухе и висит в одной точке, как вертолет, просто теряешь дар речи.

Но не надо забывать, что МАКС – это не только зрелищное шоу, но и бизнес-конференция. Здесь заключатся контракты на миллиарды долларов. Прошлый салон поставил рекорд – 16 млрд. В этом году, по всей видимости, сумма будет похожая. Больше всего продано российских самолетов – среднемагистральные «Сухой Суперджет» и МС-21. Так, например, «Сбербанк Лизинг» договорилась о покупке сразу пятидесяти самолетов. Впрочем, большая часть подписанных договоров – это соглашения о намерениях, а не твердые контракты.

Но, пожалуй, самой громкой сделкой стал догов между российской госкорпорацией «Ростех» и канадской компании Bombardier. Во-первых, подписано соглашение о покупке 50 самолетов Q-400. Это среднемагистральный турбовинтовой самолет, один из самых эффективных в своем классе. Все они должны будут летать на внутрироссийских рейсах. Но и это еще не все.

Впервые за многие годы озвучены планы о создании нового авиапроизводства. «Ростех» и Bombardier создадут совместное предприятие, которое будет и производить самолеты Q400. Доли в компании будут распределены поровну, «Ростех» внесет около 100 млн. долларов, а канадцы –своих технологии. 

Реализация может начаться уже в будущем году, и к 2016 году на предприятии планируется уже производить элементы самого планера. Новый завод в России – первый подобный опыт для Bombardier. Эта компания – третий по размерам игрок на рынке авиастроения после Airbus и Boeing, она действует по всему миру. Однако именно в России откроется первая сборочная линия Bombardier за пределами родной для компании Канады. Мне удалось пообщаться с топ-менеджером Bombardier, и он рассказал, почему для нового завода была выбрана именно Россия.

Саймон Робертс, генеральный директор Bombardier: Прежде всего, я хочу сказать, что Bombardier расценивает все возможности для расширения нашего присутствия на рынке. Мы знаем, здесь есть большой спрос на самолеты, и все стороны во время обсуждения понимали ценность и важность этого рынка и нишу, которую может занять Q400. Еще одним важным фактором стала стратегия и политика российского государства, которое поддерживает подобные инициативы. Это дало нам уверенность в том, что мы нашли потенциального партнера, который станет идеальным союзником для Bombardier.

Внутренний российский рынок самолетов имеет огромный потенциал. По прогнозам, в ближайшие 20 лет в нашей стране понадобится около 400 самолетов для региональных перевозок.

Другие выпуски