ФСИН уволит генерала, заявившего в Копейске: стыдно за службу, в которой я работаю

13/12/2012 - 18:15 (по МСК) Мария Макеева

Судьба первого замглавы Федеральной службы исполнения наказаний Эдуарда Петрухина по‑прежнему остается неясной. По некоторым данным, ему все же придется уйти в отставку, хотя ранее говорилось, что глава могущественного оперативного управления просто взял больничный. Скандал разгорелся после того, как Петрухин заявил, что реформа ФСИН провалена, однако некоторые правозащитники уверяют, что доблести в таком признании нет – сам и провалил.

Генерал-лейтенант Эдуард Петрухин получил предложение подать в отставку. Об этом сообщил источник в Федеральной службе исполнения наказаний, и, судя по всему, просто так это история не закончится. До сих пор неясно, кто именно порекомендовал первому заместителю ФСИН покинуть пост, но ранее СМИ писали, что это сделал лично министр юстиции Александр Коновалов. А все из-за того злополучного выступления в Челябинской области перед правозащитниками, на котором Петрухин признался, что ему стыдно за службу, в которой он работает. Это было 4 декабря, после инспекции в копейской колонии, где взбунтовались заключенные. ДОЖДЮ удалось найти эти кадры у коллег с портала «ГУЛАГу.нет».

Эдуард Петрухин, первый заместитель директора ФСИН: Мне стыдно сейчас находиться здесь и выслушивать эти недостатки. В принципе, то, что реформа, которая у нас обозначена до 2020 года, в некоторых своих выступлениях в Индонезии говорили, что она буксует. Я бы сказал больше, я понимаю, что с меня спросят, наверное, она провальная.  

Собственно, скандал разгорелся нешуточный. ФСИН от сказанного открестился, а глава Минюста даже прокомментировал высказывание Петрухина: «Что касается выступления, то у всех бывают психологические срывы, бывает, устал человек, был немного не в себе. Насколько я знаю, он на больничном». Вернется ли с больничного Петрухин, неясно, однако может показаться, что он чуть ли не пошел на конфликт с руководством ради солидарности с обществом. Но правозащитники уверяют, что это не так: будучи главой оперативного управления, Петрухин прекрасно знал о системе поборов и принуждения заключенных.

Владимир Осечкин, руководитель правозащитного проекта Gulagu.net: То, что произошло 4 декабря, я сам был на этом заседании в доме правительства Челябинской области, мы сидели  напротив друг друга с Петрухиным. Конечно же, он пытался  буровить меня своим взглядом, я на него внимательно смотрел всё время. Первые полтора часа он был уверен в том, что ничего серьёзного не произойдёт, потому что они и здесь контролируют ситуацию. Но когда начали выступать родственники заключённых, я видел, как Эдуард Петрухин практически сник, в сердцах, конечно, сказал, что система провальна. Я так понимаю, что он говорил не столько даже о реформе пенитенциарной системы, а столько о той системе сдержек и противовесов и молчания, которую они пытались создать в Челябинске, практически ограничивая заключённых возможность обжаловать незаконные действия администрации. Сейчас решения будет принимать, как мне кажется, даже не во ФСИН, будет приниматься на уровне президента страны, премьер-министра, министра юстиции.

Надо сказать, что Эдуард Петрухин работает в системе ФСИН давно. Он бывший спецназовец, прошел несколько конфликтов, чеченскую кампанию и пережил уже двух руководителей ФСИНа – Юрия Калинина, который ему благоволил, и Александра Реймера, с которым у него разгорелся жаркий конфликт, вплоть до взаимных обвинений в прослушке кабинетов. А теперь во ФСИНе новый начальник, Геннадий Корниенко, и он может подыскать себе другого зама. 
Другие выпуски