Искусственное мясо выросло из японских концлагерей, биотехнологий и денег Сергея Брина

05/08/2013 - 21:47 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Самый дорогой бургер в мире был сегодня торжественно съеден в Лондоне. Котлета стоимостью 250 тысяч евро – это подарок ученых веганам, которые не едят мяса, чтобы не быть косвенной причиной мучений животных.

«Ни одно животное не было убито, ни один теленок не разлучен со своей матерью, ни одной капли крови не пролилось на грязный пол бойни», – говорится в пресс‑релизе проекта «Новый урожай», который еще в 2000 году поставил цель вырастить мясо в пробирке из стволовых клеток.

Вегетарианцы и веганы уже встретили новинку с восторгом. Но не все. Поскольку клетки выращивались в питательной среде на основе кровяной сыворотки, Лиз О’Нил из вегетарианского общества Британии брезгливо поморщилась: этот продукт нельзя считать вегетарианским. Так получилось, что наш коллега Павел Лобков был первым человеком, который попробовал заготовку к этой котлете еще три года назад и знаком с участниками проекта.

Кремер: Каков этот бифштекс на вкус?

Лобков:  Представьте себе, что котлета, которая внутри обычного гамбургера, стоит 250 тыс. евро. Автор проекта Марк Пост с особым пиететом вытаскивает плоды своего труда из чашки, в которой мясо росло. Идея этого бифштекса, пробирки невероятно романтична. У ее истоков стоял Уильям Фоннелен, голландский бизнесмен, профессор Роттердамского университета, который в силу военных перетурбаций служил в голландской армии, расквартированной в Индонезии, был захвачен японцами в плен и несколько лет провел в японском концлагере. Там он видел случаи каннибализма, поедания кошек и собак. После этого еще тогда в 1945 году он загорелся идеей придумать такое мясо, которое было бы пригодно для поедания вегетарианцами. С этой идеей носился долго, пока клеточная инженерия не поспела за его идеями. В 2000 году к нему присоединился Марк Пост, клеточный инженер, который владеет известной техникой выращивания клеток в искусственной среде. Он решил вырастить не лимфоциты, не лейкоциты, как это обычно делают. Тогда, несколько лет назад, Уильям Фоннелен сказал мне следующее: «Я хочу кормить весь мир, стать богатейшим человеком на свете, потому что ни в чем люди так не нуждаются, как в еде. Все искусственное мясо будет создаваться на моих заводах. Билл Гейтс будет чистить мне туалет». Я попробовал тогда первым еще 2-миллиметровый кусочек, похожий не небольшую резинку, этого мяса.

Кремер: Сырого?

Лобков: Да, конечно. Оно абсолютно стерильно. В нем нет крови, поэтому оно безвкусно. Немного напоминает куриную грудку или индейку, белое мясо, совершенно бескровное. Когда Марк Пост спросил у меня, что это на вкус, я пожаловался. Он сказал, что будут работать над этим. Работать каким образом? Мышцы должны сокращаться, чтобы мясо стало мясом, должны вырабатываться те белки, которые мы на вкус воспринимаем, как мясные. Для этого они будут использовать, видимо, за эти годы использовали, электростимуляции и поверхностное натяжение. Чтобы в этой среде мясо упражнялось.

Кремер: Электростимуляция – то, что используется, чтобы худеть.

Лобков: Это мясо качается в пробирке, в биореакторе, судя по виду того бифштекса, который нам показали сегодня, это уже вполне накачанное мясо, оно гораздо более кровянистое, чем то, что я пробовал. Но тогда оно меня не впечатлило. Здесь были инвесторы, был Европейский союз, который 10 млн. евро дал. В тот момент, когда мы встречались, он был очень расстроен, что 10 млн. евро кончились и не на что будет продолжать эксперимент. Тогда подоспел Сергей Брин, наш россиянин и основатель компании «Гугл». Он известен инвестициями в биотехнологии. Его супруга на его деньги создала проект 23andMe.

Кремер: Он, собственно, и участвовал в презентации сегодняшней.

Лобков: По видеосвязи из Калифорнии. Но тем не менее эти 250 тыс. – это его вложения. Что касается перспектив этой индустрии, по этому поводу Уильям Фоннелен, которому 90, ответил мне следующее: «А знаете ли вы, что все электричество началось с отклонения магнитной стрелки в опыте Ампера, а теперь с этого электричества правительство получает налоги». Так что, возможно, этот самый дорогой бифштекс в мире – это только начало, и в конце концов мы увидим фабрики синтетического мяса, перестанем слышать крики убиенных животных. Наконец-то появятся веганы и мясоеды, и этот проект, возможно, когда-то казавшийся совершенно безумным, станет рутиной.

   

Другие выпуски