Ирина Прохорова о попытках оппозиционных партий объединиться на осенних выборах в Мосгордуму

11/02/2014 - 22:06 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута

Пять российских либеральных партий сегодня объявили о создании предвыборного блока для участия в муниципальных выборах в Петербурге осенью этого года. В объединение вошли РПР‑Парнас, «Гражданская платформа», «Партия прогресса» Алексея Навального, «Партия 5 декабря» и «Фонд по борьбе с коррупцией» (Санкт‑Петербург).

Глава депутатской группы «Гражданской платформы» в Заксобрании Петербурга Максим Резник не исключил, что к соглашению в той или иной форме могут присоединиться и парламентские партии. То есть «Яблоко» и «Справедливая Россия», представленные в законодательном собрании Петербурга. Может ли этот опыт распространиться на кампанию по выборам в Мосгордуму, спросили у нашего гостя, Ирины Прохоровой – лидера партии «Гражданская платформа».

Дзядко: Я предложил бы не откладывать в долгий ящик. Этот опыт может распространиться в дальнейшем, в частности осенью на выборах в Мосгордуму?

Прохорова: Партия «Гражданская платформа» недавно опубликовала «Соглашение о ненападении». Мы предложили партиям попробовать ввести какую-то новую политическую культуру, прежде всего, заключить соглашение о том, что мы не будем использовать грязные технологии друг против друга, требуя демократических выборов, и, возможно, как-то договориться о том, что можно было бы распределять округа и создать какую-то коалицию.

Таратута: Не нападать – это одно дело, а…

Дзядко: А нападать вместе на общего врага – это другое.

Таратута: И выставлять общего кандидата.

Дзядко: Тем более, когда в Москве будут выборы исключительно по округам.

Прохорова: Это трудно сказать. Мне кажется, Петербург и Москва – разные города, разные сюжеты. Но мне кажется очень положительной сама идея коалиции на разных основаниях, которая долго витала в воздухе, сейчас начинает приобретать какие-то реальные очертания. И эта инициатива «Гражданской платформы» и то, что происходит в Петербурге, мне кажется, это новый этап развития политической жизни в нашей стране. Это всегда было известно, что всегда очень было трудно договориться, никогда невозможно было создать никакие коалиции. Посмотрим, что будет сейчас.

Таратута: Мы как раз хотим понять, как далеко коалиционность может зайти на практике. Сказать о том, что мы собираемся дружить и не будем убивать друг друга из винтовок – это хорошее дело, но так поступают разные партии перед выборами. Они говорят, что не будут использовать грязные технологии.

Прохорова: Однако мы видим, как у нас проходят политические кампании. К сожалению, они проходят на страшном уровне бесконечной грязи друг на друга: спойлеры, дезинформация, ложь и так далее.

Дзядко: Это то, что мы видели в Москве, например, перед выборами мэра города в сентябре. Петербург, несомненно, важен, но, наверное, центральная кампания предстоящей осенью – это все-таки кампания в Москве. Скажите, вопрос об объединении на московских выборах – это вопрос, который преждевременно задавать, вопрос, который закрыт (объединения не будет и, условно говоря, в одних и тех же округах будут кандидаты от «Гражданской платформы» и Навального), или же это в стадии обсуждения? Какой здесь статус?

Прохорова: Это идет в стадии обсуждения, но более того – вы, наверное, знаете – предполагается, что 15 февраля  будет собрание нескольких партий, в данном случае нашу инициативу подхватила «Справедливая Россия», распространила уже про это коммюнике. С одной стороны, туда вошли все положения нашего соглашения о ненападении, а с другой стороны, это уже идея серьезно поговорить о том, можем ли мы каким-то образом кооперироваться и выставлять какого-то единого кандидата и так далее. Когда мы предложили первый наш пункт – это была, прежде всего, идея отказа от грязных технологий – ведь это не только проблема самих партий, это проблема избирателей, потому что люди, видя это, разочаровываются в самой идее выборов. Это дискредитирует выборы как таковые, потому что люди говорят: «Вот сейчас начнется! Сейчас начнут поливать друг друга». И дальше логика такова: лучше никого не выбирать, вот сидит там одна партия, пусть там сидит. И вот это, мне кажется, важный момент переломить эту ситуацию, объяснить избирателям, почему так важна сама идея выборов, ротация людей, прихода новых политических партий. И это не менее важно, чем просто договориться, кто будет на каком участке.

Таратута: Но это принципиальный политический вопрос, потому что именно от «Гражданской платформы» позиции всех остальных участников этого проекта ясны. Они будут выступать против «Единой России» и идеологически, и формально.

Дзядко: А у нас буквально несколько месяцев назад здесь сидел глава ваша московского отделения, который говорил, что конкурентами на московских выборах будут как самовыдвиженцы от «Единой России», так и выдвиженцы на тот момент «Народного альянса», теперь это «Партия прогресса» Алексея Навального.

Прохорова: Понятно, что партия власти является конкурентом для всех. У нее огромные мощности, административный ресурс и многое другое. Естественно, что требование многих партий, в том числе «Гражданской платформы» и призыв к единению – это требование равных условий для других партий: доступа к информации и так далее. Мы это прекрасно понимаем, ни для кого этого не секрет. Что касается партий оппозиционных (это моя точка зрения, и я надеюсь как-то убедить партийцев), что воевать друг против друга, наверное, нет никакого смысла, а есть смысл каким-то образом договориться. Мы посмотрим. Мне кажется, если этот процесс, как говорил Михаил Сергеевич, пошел сам по себе, это уже позитивный момент. Как сложатся взаимоотношения, найдут ли все партии в себе силы и мужество каких-то разумных компромиссов, время покажет.

Таратута: А кто может не найти разумный компромисс? Все заинтересованы в сотрудничестве с вами, чтобы в тех случаях, в которых вы можете выставить сильного кандидата и, возможно, к вам, к фракции «Гражданской платформы» в Мосгордуме, проявят какое-то внимание и интерес, чтобы вы не мешали остальным.

Прохорова: Трудно сказать, сколько раз были такие попытки, все время что-то срывалось, начинались какие-то амбиции. Тут трудно занимать философскую точку зрения. Но для меня как человека, пришедшего в партию из интеллектуальных сфер и академических, хочу сказать, что сами по себе попытки – вещь благородная. И мы считаем, что в какое-то мгновенье все должны сразу договориться обо всем. Раз эти процессы происходят, и идея сама проникает в сознание и политических деятелей, и многих других, то, несомненно, в какой-то момент удастся договориться. Очень бы хотелось, чтобы это произошло. Сейчас если что-то не удастся, будем все равно дальше пробовать, стараться, создавать какие-то коалиции. Просто идея новой политической культуры – это очень важная вещь. Пока у нас на таком уровне будет политическая жизнь, проигрывает все общество, потому что это создает дополнительный очаг напряжения, какие-то страшные агрессивные столкновения среди партий, и вообще, вся лексика выбранной кампании всегда будет удручающей. Хотелось как-то с этим начать бороться.

Дзядко: Получается, пока следующий шаг – 15 февраля, встреча.

Прохорова: Да. Надеюсь, что там будут выработаны общие принципы.

Таратута: Об альянсе будет ясно позднее, будут ли общие кандидаты, но совершенно очевидно, что у «Гражданской платформы» должны быть какие-то яркие люди в Москве, про которых уже можно говорить. Была модная история про то, что есть две женщины, которые встретятся на этих выборах – это вы и Юлия Навальная, поскольку сам Алексей не может участвовать. Когда «Гражданская платформа» расскажет о своих планах выдвижения, кроме вас?

Прохорова: Я пока не объявляла, что иду на эти выборы, я сказала, что не исключаю такой возможности.

Таратута: Этого для прессы было достаточно.

Прохорова: «Меня уже посчитали», это называется. Сейчас список формируется, дорабатывается и так далее. Думаю, в ближайшем будущем мы представим реальных кандидатов, которые, мы полагаем, пойдут на выборы.

Таратута: А может, кого-то уже можно обнародовать?

Прохорова: Сейчас не имею права, потому что есть решение партии, что мы выдвинем нашу dream team, когда мы уже будем понимать окончательно, кто реально готов вступать в эту борьбу.

Другие выпуски