И.о. мэра Химок Шахов о Чириковой: «Евгения очень любит театральные представления»

02/09/2012 - 13:08 (по МСК) Илья Васюнин

Исполняющий обязанности главы Химок Олег Шахов рассказал ДОЖДЮ о химкинской трассе, кадровых чистках в городской администрации и предвыборной кампании Евгении Чириковой.

Васюнин: Вас называют человеком, который принимал решения по химкинской трассе и готовил его по именно тому маршруту, по которому она прошла, это вызвало достаточно большой резонанс. Стоило выбрать именно этот вариант? Или, может быть, надо было рассмотреть какие-то альтернативы?

Шахов: Действительно, я возглавлял компанию, которая являлась заказчиком сначала обоснования инвестиций, а потом проекта скоростной дороги «Москва-Санкт-Петербург». Это федеральный проект, он призван решить транспортную проблему транспортной доступности между Москвой и Санкт-Петербургом, двумя столицами. После введения скоростной дороги планируется, что от столицы до столицы можно будет доехать за 5, максимум за 6 часов, с нормальной скоростью, без пробок, без пересечения в одном уровне. И, соответственно, один из участков, проходящий через городской округ Химки, решает транспортную проблему, в том числе и химчан, и тех людей, которые едут в Шереметьево, потому что та пробка, которая стоит на Ленинградском шоссе – это просто безумие, это и экологическое бедствие, это и нервы, и силы, и деньги тех людей, которые туда опаздывают или часами проводят в этой пробке.

Васюнин: Противники прохождения трассы через лес говорили о том, что можно выбрать некие иные маршруты, вдоль Ленинградки, например, или через Молжанину.

Шахов: Проекты всегда разрабатываются некоторое время. Соответственно, если посмотрите историю, я из «Дорог России» ушел в 2008-м году, до 2008-го года включительно никакого скандала по поводу Химкинского леса нет. Мы активно работали с жителями вместе с местной администрацией, объясняя и доводя до жителей ту позицию, которая есть, и находили полное понимание. В какой-то момент, вы правильно сказали, было несколько вариантов трассы, одна из этих трасс была отброшена из-за ее экономической нецелесообразности, вторая трасса, которая могла бы быть альтернативной, проходила через Молжаниново. В то время московские власти не разрешили, с учетом того, что собирались развивать там гольф-поля и трассу «Формулы-1», прохождение трассы «Москва-Санкт-Петербург» через их территории…

Надо сказать, что у нас была большая работа проведена с химчанами, и администрация Химок в то время сделала большую работу для того, чтобы проезд в Химки по этой дороге был бесплатным. И она добилась этого, потому что вначале планировалось пункты сбора оплаты установить прямо от МКАДа. И когда Москва изменила свои планы и решила не развивать гольф-поля и трассу «Формулы-1», а построить там жилой комплекс, я прекрасно понимаю, насколько возрастает стоимость жилья, когда бесплатно по дороге в 10 полос в каждую сторону можно проехать до этого жилого комплекса. Стоимость квадратного метра значительно возрастает. На сегодняшний день у нас существует проблема Новосходненского шоссе. И даже если будут строить Молжаниново, а там достаточно большая территория, и развивать как жилую застройку, то это будут только новые проблемы. Соответственно, без реконструкции Новосходненского шоссе, которое, с одной стороны, принадлежит Химкам, а с другой - Москве, и согласование всегда затягивает решение проблем, - это непросто.

Васюнин: То есть получается, что потом они изменили точку зрения?

Шахов: Да, было письмо московских властей, в котором они предлагали изменить решение и опять вернуться к рассмотрению варианта прохождения через Молжаниново. Но время было упущено, проект уже был почти разработан, находился на экспертизе в «Главгосэкспертизе», были затрачены федеральные средства на разработку этого проекта, возврат был просто невозможен.

Инвестиционную привлекательность проект не потерял. Более того, с самого начала мы предлагали именно российские деньги использовать как инвестиции. Если вы помните, разговор шел либо о выпуске транспортных облигаций, либо об использовании средств пенсионных в строительстве дорог. Инвестор иностранный идет именно на такие проекты. Мы долго ходили разговаривали с банками российскими крупными, с крупными негосударственными пенсионными фондами, которые в то время могли это сделать, но тогда они были, видимо, к этому не готовы. Так как концессии в Европе развиваются уже 30-40 лет, они прекрасно понимали выгоду этого проекта.

«Vinci», как и все… Вы, наверное, знаете, что я возглавлял Департамент инвестиционной политики и так же был ответственным секретарем Консультативного совета иностранных инвесторов, где очень плотно общался со всеми крупными инвесторами, которые приходили в Россию. Я считаю, что сегодня это просто успех, что деньги именно российских граждан, которые вложены в Сбербанк, в ВТБ, размещены там, потому что они никуда не денутся, они принесут им прибыль и будут надежно размещены.

Что касается «Vinci»… Там действительно любая иностранная компания – они просто очень чувствительны к политическим рискам. Вы знаете, это именно политика. Вы говорите – скандал, я говорю – политика. Скандал развивался совершенно на пустом месте, все было согласовано, всем было хорошо. Кому-то надо было. Поэтому с моим уходом, видимо, новое руководство где-то упустило из виду, может быть, не обращало внимания на то, что общаться с людьми надо и эти вопросы надо с ними решать… Просто этот скандал – политический скандал - вылился в такое широкое поле.

Васюнин: Вы сказали о том, что московские власти изменили свою позицию по поводу варианта прохождения трассы через Молжаниново, и тогда, в 2010-м году, подозревали в том, что, действительно, этот конфликт вокруг леса кем-то инспирирован. Это могли быть московские власти, как вы думаете?

Шахов: Доказательств я не знаю, поэтому ничего об этом говорить не могу, но интерес московских властей в то время вернуть трассу через Молжаниново был очевиден, и этому есть подтверждающие документы в виде писем.

Васюнин: После того как вы работали в «Дорогах России», вы перешли в организацию, которая называется «ГИПРОДОРНИИ» - это организация, которая получала заказы, собственно, от «Дорог России».

Шахов: Я могу официально заявить о том, что ни одного заказа от «Дорог России» в тот момент, когда я перешел, не было текущего и не было получено в дальнейшем. Поэтому никакой заинтересованности у «ГИПРОДОРНИИ» в том, что я работал в «Дорогах России», на тот момент, не было.

Интересно, когда, если простым языком, накидал заказов и перешел туда работать, так вот, я вам еще раз говорю: на тот момент, когда я перешел туда работать, «ГИПРОДОРНИИ» не имел ни одного заказа от «Дорог России» и в дальнейшем тоже с «Дорогами России» тоже не работал.

Надо знать, что такое «ГИПРОДОРНИИ». Это одна из крупнейших проектных организаций.

Васюнин: «ГИПРОДОРНИИ» называют структурой Аркадия Ротенберга. Это соответствует действительности?

Шахов: В то время как я работал, никакого отношения к Ротенбергу «ГИПРОДОРНИИ» не имел.

Васюнин: По пробкам… Как здесь можно решить, кроме… этот новый запуск нового участка трассы «Москва-Санкт-Петербург», это главное?

Шахов: Какой хороший вопрос. Я думаю, что над этим вопросом задумываются все те, кто обещает решить все транспортные проблемы. Действительно, проблемы комплексные, и Химки – в отрыве от Москвы, в отрыве от федеральной трассы, которая проходит по нашей территории, этот вопрос не решит. Поэтому, имея опыт и зная людей, которые могут принимать решения и по этому вопросу, как раз считаю, что у нас есть шанс это сделать.

Васюнин: То есть для этого надо будет договариваться с московскими властями?

Шахов: Надо работать самим, надо договариваться с московскими властями, надо договариваться с федеральными властями, надо все это вместе в один комплекс соединять, для того чтобы не противоречить друг другу, и, соответственно, это реализовывать.

Васюнин: Те люди, которых принято называть химкинской оппозицией, говорят о том, что предыдущая администрация – это была такая бандитская власть. Вспоминая те же самые нападения, по поводу нападения на Константина Фетисова – активиста, который выступал против, собственно, мусорной свалки в Химках, заказчиком значится некое лицо в администрации Химок. То есть это буквально цитата из уголовного дела. Будете ли вы избавляться, может быть, от людей, которые работали здесь раньше?

Шахов: Я так хорошо не знаком с этим делом, о котором вы говорите, в любом случае, мы дождемся решения суда. Что касается людей, то я привык работать с честными специалистами – профессионалами. И я буду внимательно смотреть на тех специалистов, которые здесь есть. Я на любом месте, куда бы я не приходил, боролся с проявлениями коррупции, и здесь этого тоже не будет, и те из работников администрации, которые сегодня меня слышат, я бы предложил задуматься о поиске нового места работы.

Что касается тех специалистов, которые готовы работать на благо города, - пожалуйста. Я считаю, что менять всех огульно, не понимая, кто что значит и умеет для пользы дела, нельзя.

Васюнин: Вы общались с бывшим главой администрации Стрельченко?

Шахов: Да, я общался с Владимиром Владимировичем. Он рассказывал о тех достижениях, которые за последние годы, особенно под его руководством, достиг город, он делился проблемами, которые, с его точки зрения, существуют. И, в принципе, на сегодняшний день его точка зрения для меня является одной из точек зрения для принятия решения.

Васюнин: Какие проблемы существуют?

Шахов: Вы знаете, проблемы существуют в каждом направлении жизнедеятельности этого города. В целом, надо сказать, что Химки – город хороший. Об этом говорят и журналы, и рейтинги, и Министерство регионального развития говорит о том, что одним из лучших городов для проживания до 2 тысяч жителей является город Химки. Но потенциал для развития этого города огромный. И этот потенциал нужно использовать. На сегодняшний день основными проблемами являются транспортные проблемы – пробки постоянные, точечная застройка, которая вызывает огромное недовольство жителей, недостаток социальной инфраструктуры - недостаток мест в школах, детских садиках, вопросы жилищно-коммунального хозяйства – это песня, которую можно петь бесконечно, и, наверное, никогда не допоешь эту песню до конца, здесь работы непочатый край. Есть чисто химкинские проблемы, но в целом это проблемы, которые присущи каждому городу, который развивается. И точечная застройка – и в Москве это проблема, и в других городах – это проблема. Жилищно-коммунальное хозяйство – на сегодняшний день, мне кажется, это проблема всей России. И чем дальше от Москвы, тем дальше эти проблемы. Могу сказать вам как человек, который этими проблемами занимался. Что касается здравоохранения, здесь близость Москвы, где врачи и медицинский персонал получает большую заплату, конечно, очень сильно влияет, потому что очень многие едут работать сюда, и мы пока не можем выдержать конкуренции и пытаемся разработать другие направления и мотивации. Например, сейчас мы выдаем 59 комнат в общежитии, которое построила администрация, для того чтобы каким-то образом закрепить медицинский персонал. Я думаю, что найдем еще не один способ решения - как людей заинтересовать оставаться здесь.

Васюнин: Говорят, что все Химки работают в Москве.

Шахов: Нет, все Химки не работают в Москве, конечно, есть люди, которые работают здесь, здесь расположены большие промышленные предприятия. Я думаю, что можно сделать более привлекательной работу в Химках, мы это сделаем, и все больше и больше людей будет работать здесь. Это, кстати, один из тех способов решения проблемы, в том числе и с транспортом. Это проблема развития малого и среднего бизнеса, который будет создавать здесь рабочие места и увеличивать налогооблагаемую базу.

Васюнин: Это ваша задача, которую губернатор перед вами поставил?

Шахов: Основная задача, которую поставил губернатор, - меньше политики, больше реальных дел. И, действительно, сказать, что… и вы это уже заметили, что как раз политического опыта у меня немного, зато у меня много хозяйственного опыта, и чем больше разбираюсь в ситуации, тем больше понимаю, какие проблемы есть. А когда проблемы четко описываешь, ты их четко решаешь.

Васюнин: Я немного вас все-таки про политику еще спрошу.

Шахов: Да пожалуйста.

Васюнин: Например, кстати, вы сказали, что предложите остаться работникам администрации, которые не будут брать взятки, да?

Шахов: Не только. И как раз это одно из тех условий, которые есть, - они еще должны уметь работать. И требования, которые будут предъявляться к ним, - это и профессионалы, это и те требования, которые сейчас предъявляются самим городом – слышать жителей и учитывать их мнение при решении тех проблем городских, которые существуют.

Васюнин: На выборы уже точно пойдет Евгения Чирикова – известный активист; если вы пойдете, если вы выиграете, вы бы взяли на работу Евгению Чирикову?

Шахов: Почему бы нет?

Васюнин: В качестве кого?

Шахов: А здесь надо поговорить с Евгенией и посмотреть, в чем она специалист. Если она предложит какие-то разумные решения проблем, которые существуют в городе, и будет знать не только эту проблему, а как ее решать, то я с удовольствием возьму ее как специалиста. Я думаю, что мы сработаемся.

Васюнин: Когда она встречалась с журналистами, чтобы пойти в избирательную комиссию, пришли люди, наряженные в американские флаги, похожие на молодежное движение, как, знаете, иногда, которые ходят на митинги. В общем, ее засыпали фальшивыми долларами, всячески махали перед ней флагами и так далее. Кто за этим стоит, по вашему мнению?

Шахов: Мне кажется, что Евгения просто очень любит театральные представления, и все, что здесь сделано, работает на то, чтобы ее больше знали. Я считаю, что… и здесь абсолютно согласен с точкой зрения, что надо не крутить хвостом, а работать. Я предлагал ей прийти ко мне в администрацию, чтобы показать планы по решению транспортных проблем. Она обещала это сделать, сказала, что возьмет документы, мы с ней сядем, обсудим и посмотрим. Еще раз: любой совет, который действительно помогает решить проблему, не отвечает – что, а отвечает на вопрос – как это сделать, будет использован. Более того, я могу всем сказать, что, пожалуйста, она помогла решить эту проблему.

Васюнин: А вы общались с ней? Как это получилось?

Шахов: Лично? Лично с ней общался. Я проводил встречу с общественными организациями города Химок, где было более 50-ти общественных организаций – представители всевозможных организаций. Совершенно неожиданно она выступила, извинилась, правда, что у нее только 5 минут и она не может принять участие в обсуждении тех проблем, которые волнуют город и общественные организации и жителей, соответственно, выразителем которых являются эти общественные организации, и убежала. Но мы успели с ней переговорить, я успел ей сделать приглашение прийти ко мне и обсудить как раз те конкретные ее мысли по решению этой проблемы.

Васюнин: Очевидно, что кто-то работает против Чириковой. Если бы она хотела сделать себе рекламу, вряд ли бы она стала нанимать бездомных, которые лезут в камеру, когда она встречается с избирателями, чтобы собрать подписи.

Шахов: Вы знаете, когда я сказал «театральное представление», я говорил как раз, что заинтересованы могут быть совсем другие люди, и не кто-то сзади. Вы употребляете какие-то политические термины, я их, к сожалению, не очень знаю, может, мы с вами поговорим потом, вы мне расскажете. На самом деле, сколько я вижу, вы знаете, мы же работаем в полном контакте, в том числе и с правоохранительными органами, потому что безопасность жителей города для меня очень важна. Насколько я понимаю, там присутствуют порядка 20 камер, может быть, 10-15 человек, причем одних и тех же жителей Химок, которые ходят рядом, и больше никого нет. Что бы она ни делала, как-то не получается у нее привлечь больше людей. Это ее дело, пусть она делает, что хочет, ей никто мешать не будет. Более того, я гарантирую всем, кто выдвинулся сегодня, кто будет кандидатами, что мы сделаем все возможное для того, чтобы выборы прошли максимально честно и чисто. И это не только день выборов, это как раз и предвыборная агитация, это и тот предвыборный период, который предшествует дню выборов.

Васюнин: Здесь, может быть, еще важны и вопросы безопасности?

Шахов: Спасибо, я буду осторожен. Моя задача – обеспечить безопасность людей, находящихся на территории городского округа Химок; моя задача – обеспечить, чтобы прохождение выборов принесло минимальные неудобства жителям города, потому что они не виноваты в том, что другие люди хотят проявить себя и показать им, что они достойны мэра города. Конечно, мы проводили и будем проводить совещания с правоохранительными органами, для того чтобы каким-то образом оградить как тех, кто ходит по этим улицам – это надо делать в соответствии с законом, на сегодняшний день это надо не забывать, так и тех жителей от этих людей, которые ходят по улицам, от того, что они могут причинить им неудобство.

Васюнин: Не сложно переходить от работы с инвестициями к работе над такими проблемами как борьба с наркоманией, ЖКХ и прочие вещи?

Шахов: Не сложно. Более того, это проблемы для меня не чужие. Если вы посмотрите на тот опыт работы, который у меня был, это работа не только с инвестициями и развитиями, а борьба с наркоманией – тоже развитие и инвестиции, это развитие здорового общества и безопасной жизни в городе. Поэтому здесь это все безотрывно. У меня есть опыт работы в строительстве, в дорожном строительстве, это мы уже с вами обсудили. У меня есть опыт работы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Причем могу сказать, что гораздо большее искусство - при минимальном количестве денег держать жилищно-коммунальное хозяйство в порядке.

Васюнин: Вас называют одним из вероятных кандидатов на пост, собственно, мэра округа. Когда вы примете решение и кто будет вам советовать – идти на выборы или нет?

Шахов: Сейчас передо мной губернатором, жителями города поставлены другие задачи. В преддверии 1-го сентября, когда город празднует праздник – свой день рождения, надо организовать так, чтобы это действительно был праздник для горожан. Вторая дата - 1 сентября, как все знают, это начало учебного года, к этому времени необходимо подготовить учебные заведения.

Соответственно, решение будет принято после того как пройдут эти 2 важных для города праздника, немаловажна подготовка к зиме. После того как мы оценим прохождение этих мероприятий, я буду принимать окончательное решение.

Васюнин: Вы один будете решать это? Или вместе с губернатором?

Шахов: Я надеюсь, что губернатор оценит мою работу по подготовке к этим праздникам и само проведение их, и, соответственно, его мнение будет немаловажным.

Васюнин: То есть вы для себя не исключаете такой возможности, хотели бы вы стать мэром Химок?

Шахов: Вы знаете, я вернулся домой. Я чувствую себя здесь очень комфортно. И чувствую и силы для того, чтобы справиться с теми задачами, которые передо мной стоят, и, еще раз повторяю, тот опыт, который я накопил за все время своей работы, он позволяет мне с этими задачами справиться. 

Также по теме
    Другие выпуски