«Инновация» без политики. Конкурс современного искусства обошелся без скандальных номинантов

03/04/2012 - 19:46 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Через несколько часов станут известны лауреаты премии «Инновация», которая присуждается за достижения в области современного искусства. В прошлом году «Инновация» досталась арт группе «Война». Ведущий ДОЖДЯ Денис Катаев находится сейчас в культурном центре ArtPlay, где пройдет вручение. Он рассказал о подготовке к церемонии.

Катаев: Я сейчас нахожусь в дизайн-центре ARTPLAY. Здесь через несколько часов будут вручать премию «Инновация». Надо сказать, что на этот раз она вышла совсем не политической, как в прошлом году, и даже не акционистской, так сказать. Это более такая камерная и более премия об искусстве, что ли.

На этой «Инновации», я, наверное, отмечу то, что призовой фонд увеличен вдвое. То есть, он составляет теперь 3 миллиона рублей вместо полутора, в прошлый раз. Естественно, больше всего получит, лауреат, который получит премию в номинации «Визуальное искусство» - 800 тысяч рублей. В прошлом году это была арт-группа «Война». Кто же будет в этом году, пока неизвестно. Узнаем через несколько часов.

Ну и обо всем, что связано с премией «Инновация» в этом году, мы сейчас расспросим генерального директора государственного Центра современного искусства Михаила Миндлина, который является организатором этой премии. Здравствуйте, Михаил.

Миндлин: Здравствуйте.

Катаев: Поздравляю вас с премией. Я приметил то, что на этой премии отсутствует политическое и, можно сказать, такое акционистское искусство. Это принципиальный шаг, либо так получилось, и просто политических каких-то таких ярких вещей в современном искусстве не было в этом году?

Миндлин: Мы вообще никогда не влияем на отбор произведений искусства или проектов, представленных в конкурсе. Это определяется исключительно поданными заявками и отбором экспертного совета и жюри конкурса.

Катаев: Вы сами не можете сказать, вы как считаете, вот Pussy Riot могли присутствовать в номинациях или нет?

Миндлин: Здесь могло присутствовать все, что было бы отобрано экспертным советом и жюри конкурса.

Катаев: Хорошо. У жюри надо будет спросить. А я вас хочу спросить: призовой фонд увеличился вдвое - 3 миллиона рублей - половину предоставляет бюджет, половину спонсоры. И вот скажите, пожалуйста, в связи с чем это произошло? После прошлой «Инновации», когда она так громко прогремела, благодаря арт-группе «Война», или что повлияло на то, что бюджет увеличился?

Миндлин: Конкурс развивается, приобретает все больше и больше популярности, гораздо больший резонанс в обществе. И, видимо, понимая это, наши партнеры оказали нам финансовую поддержку, идя нам навстречу, увеличили нам в два раза премиальный фонд - это группа компаний «Юнидент».

Катаев: Государство увеличивало?

Миндлин: Нет. Как раз государство осталось в рамках прежних выделенных средств. И, конечно, фонд Прохорова, Михаила Прохорова.

Катаев: Вот много говорили, по крайней мере, в прессе писали то, что было оказано на вас какое-то давление после того, как вручили арт-премию арт-группе «Война». Скажите, было ли это давление? И не связано ли, может быть, отсутствие политических номинаций с этим как раз?

Миндлин: Ну, давление оказывалось не напрямую, а косвенно. В этом случае, на руководство Министерства культуры такого давления не оказывалось, а мы являемся организацией, подведомственной Министерству культуры.

Катаев: Скажите, а какие сюрпризы, может быть, сегодня готовятся? Я смотрю, там какие-то уже люди стоят за окном. Можете какую-то хотя бы завесу тайны маленькую приоткрыть?

Миндлин: Ну, это вопрос не ко мне, а к Андрею Сильвестрову, режиссеру церемонии вручения премии. Мне кажется некорректным раскрывать его творческие тайны.

Катаев: Современное искусство в России, оно все-таки социально ориентировано или оно так более камерное? Мы сегодня видим в числе номинантов, я вижу более камерное искусство, более такое чистое, можно сказать, искусство не социально окрашенное. Вы как считаете, вот российское, оно больше социально ориентировано или нет?

Миндлин: Вы знаете, трудно сказать, потому что оно разное. На то оно и современное искусство. Как, наверное, и во всем мире, Россия в этом смысле ничем от окружающего мира по большому счету, не отличается, на мой взгляд.

Катаев: Хорошо. Спасибо вам, большое. Это был Михаил Миндлин, директор государственного Центра современного искусства, который является организатором премии «Инновация». Я хочу со своей стороны отметить, что если в прошлом году в номинации «Визуальный проект» победила арт-группа «Война», то в этом году представлены совершенно другие работы. Например, я приметил работу Андрея Кузькина, где он свои личные вещи, а также волосы замуровывает в металлический ящик, и потом сказал, что это можно все вскрыть только через 29 лет. Вы, кстати, как к этой работе относитесь? Она вам как, понравилась?

Миндлин: Вы знаете, я не готов комментировать. Считаю некорректным, с точки организаторов, комментировать работы до определения вариантов. Поэтому я просто не могу себе этого позволить. А то, что сейчас прозвучало, мне кажется, это гром небесный, который предвещает победу наших лауреатов.

Катаев: Нет, абсолютно, это мое личное мнение. И я просто решил поделиться.

Миндлин: Я говорю, про тот звук, который предвещает победу наших лауреатов в конкурсе - фанфары.

Катаев: Пожелаем удачи организаторам, пожелаем удачи участникам. Ну и премия «Инновация» на этот раз будет чисто об искусстве, никакой политики, никаких скандалов. И, может быть, от этого будет даже интереснее.

Миндлин: Спасибо большое.
Также по теме
    Другие выпуски