«Им нужно больше материалов, чтобы фабриковать дело». Версии обысков у Костомарова

07/12/2012 - 18:50 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

До сих пор не ясно, какие именно материалы изъяли в ходе обысков у одного из создателей фильма «Срок» Павла Костомарова. Сам он ничего не говорит – он связан подпиской о неразглашении. В понедельник, 10 декабря, Костомарова ждут в Следственном комитете на допрос.

Обыски в квартире Павла Костомарова начались рано утром – около семи часов. Следственный комитет сообщил, что связано это с расследованием уголовного дела о беспорядках на Болотной площади. Сегодня же следователи сообщили Костомарову, что он проходит свидетелем по этому делу, а также пригласили его в Следственный комитет в понедельник, 10 декабря, на беседу.

Другой автор документального проекта «Срок», журналист Алексей Пивоваров сегодня во время интервью с Дмитрием Медведевым рассказал, что в ходе обысков изъяли из квартиры Костомарова некие видеоматериалы. Какие – не уточняется, однако до этого было известно, что у Костомарова находились самые важные видеоматериалы для документального фильма.

Сам Павел Костомаров не может рассказать подробности обыска, так как дал подписку о неразглашении, однако сообщил ДОЖДЮ, что обыски у него дома не станут новым роликом для срока, так как нельзя снимать. А также о том, что пока не знает, будет ли подавать жалобу на следователей. У него нет даже адвоката.

Павел Костомаров, режиссёр: Нет, этого нельзя было делать. В «Сроке» этого не будет. У меня нет адвоката, я не разбираюсь, какие могут быть жалобы, поэтому я просто не в курсе. Мне сначала надо понять, нужен ли мне адвокат, не нужен, после этого я вам буду рассказывать про жалобы. Да, я не имею права, да. Срок действия истечёт, когда будет закрыто дело.

Сегодня в ходе большого интервью пяти телеканалам по поводу обысков у Костомарова свою позицию высказал и Дмитрий Медведев. Он признал, что следователи могли бы действовать иначе.

Дмитрий Медведев, премьер-министр России: Ему же никаких обвинений не предъявлено. Очевидно, что речь идёт о сборе доказательственной базы. Другое дело - действительно, как это осуществляется. В этом смысле нам всем, в том числе сотрудникам правоохранительных органов, нужно всё-таки стараться соблюдать элементарные правила общежития, ну и набираться определённой правовой культуры.

«Срок» – это небольшие, длиной в несколько минут документальные ролики, которые рассказывают об основных событиях в обществе или о ярких персонажах; было отснято очень много материалов о лидерах оппозиции. Потом их выкладывают в интернет, а в конечном счете из них собираются смонтировать полнометражный фильм. Авторами «Срока» являются режиссеры Павел Костомаров и Александр Расторгуев, а также журналист Алексей Пивоваров.

Костомаров – известный режиссер-документалист, в копилке его наград – приз Берлинского кинофестиваля, нескольких российских.

Как уже было сказано, для него самого обыски в семь утра, которые продолжались несколько часов, стали неожиданностью. ДОЖДЬ проконсультировался с адвокатом, как стоит себя вести в таких случаях.

Вадим Прохоров, адвокат: Первое - это звонок адвокату, который тут же или по возможности сможет выехать и оказать необходимую помощь. Второе - конечно же, нерационально как-то забаррикадироваться, тем более, не дай Бог, оказывать какое-то сопротивление, поэтому открыть дверь придётся, но опять же желательно дотянуть до приезда адвоката, либо дверь всё равно вскроют. Я рекомендовал бы просто не давать эту подписку, потому что 310 статья Уголовного кодекса устанавливает ответственность за разглашение данных предварительного расследования, это не за то, что вы дали или не дали подписку, вы можете её не давать.

Глава движения "За права человека" Лев Пономарев считает, что эти обыски – часть спланированной цепи: правоохранительные органы ищут материалы, чтобы накопать хоть какой-нибудь компромат на лидеров оппозиции.

Лев Пономарёв, руководитель движения «За права человека»:  Вот они возьмут эти исходники из «Срока», сделают какой-то монтаж. Они набирают сейчас материала как можно больше, чтобы сделать фальсификацию и сажать людей.

Следственный комитет, помимо утренних заявлений о том, что обыски связаны с беспорядками на Болотной площади, никаких комментариев больше не дает. 
Другие выпуски