Илья Барабанов о выборах в «ДНР» и «ЛНР»: «Надеялись, что прекратится война. Никто не ждал признания от Киева»

03/11/2014 - 12:58 (по МСК) Тимур Олевский

Полевые командиры победили. «ДНР» и «ЛНР» подсчитали голоса избирателей. Евросоюз не признает выборы в самопровозглашенных республиках на востоке Украины. Верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини заявила, что «голосование стало новым препятствием на пути к миру». Россия выборы признала, официальное заявление МИД России гласит, что «выборы в Донецком и Луганском регионах прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей». При этом президент Украины Петр Порошенко назвал волеизъявление в «ДНР» и «ЛНР» фарсом, а СБУ открыла уголовное производство. 

 

Досталось международным наблюдателям, приехавшим в Донецкую и Луганскую область. Многие из них, кстати говоря, побывали наблюдателями и во время референдума о самоопределении Крыма. 70 иностранцев объявлены в Киеве персонами нон грата. Часть из них были наблюдателями организации АБС, которая по названию похожа на ОБСЕ, но никакого отношения к ней  имеет. 

Итак, итоги голосования в «ДНР»: победил Александр Захарченко, в Луганске – Игорь Плотницкий. При этом явка в «ЛНР» составила 67%, а с учетом голосования тех, кто находится в России все 88%.

Как подсчитывали голоса, Тимур Олевский выяснил у специального корреспондента ИД «Коммерсантъ» Ильи Барабанова.     

Олевский: Как проходил подсчет голосов. И что называется, а кто же победил в итоге?

Барабанов: Ты уже сообщил, что после подсчета 100% бюллетеней победил господин Захарченко. За него, по данным ЦИК «ДНР», отдано более 700 тысяч голосов, на втором месте – господин Кофман, чуть больше 100 тысяч, и за третьего кандидата, господина Сивоконенко – чуть более 90 тысяч человек. Голосование завершилось вчера в 8 вечера, никаких продлений, как в Луганске, не было, где продлевали голосование до 10-ти, поскольку там якобы стояли длинные очереди. Уже ближе к вечеру участки опустели, и в ряде мест даже закрывали раньше, в 19.30, в 19.45 и заранее начинали считать голоса. В общем, процедура в этом смысле была довольно стандартной, сначала гасили неиспользованные бюллетени, потом подсчитывали бюллетени, полученные в результате выездного голосования, ну и потом большие урны, которые стоят на участках.

Олевский: То есть это все было похоже на настоящие выборы?

Барабанов: Процедура была стандартная. Члены избирательных комиссий были те же самые, что проводили выборы в парламент Украины и президентские выборы, те же люди, что проводили референдум майский. Избирательные комиссии, по большому счету, не менялись и процедуру они отлично знали.

Олевский: А кто-нибудь обсуждал то обстоятельство, что Киев эти выборы не признает, или сейчас в Донецке и Луганске всем на это наплевать?

Барабанов: Никто, я так понимаю, не ждал, что Киев эти выборы признает, все это было понятно. Большинство людей, с которыми мы общались, говорили о том, что они надеются, что эти выборы станут шагом, после которого война будет закончена. И Александр Захарченко после голосования рано утром вчера говорил о том, что он надеется, что после этого Киев начнет его воспринимать как серьезного партнера для диалога. Это большие сомнения у меня вызывает, но такие надежды у него есть.

Олевский: Сегодня стало известно, что 70 наблюдателей, которые приехали из разных стран мира наблюдать за выборами в самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР», Киевом объявлены персонами нон-грата. Часть из этих наблюдателей были наблюдателями и во время крымского референдума. Удалось ли тебе с кем-то из них поговорить? Что они за люди? И они знают, что они теперь персоны нон-грата?

Барабанов: Ты знаешь, это ведь понятная политтехнологическая история, что на каждые такие выборы привозят энное количество людей из разных стран, чтобы потом могли говорить, что на выборах самопровозглашенной республики были наблюдатели из США, Германии и других цивилизованных стран, и что они признали эти выборы состоявшимися.

Что касается этих людей, большая часть – это были делегаты из России, в том числе шесть депутатов из Госдумы было в Донецкой области, это были делегации из Абхазии и Южной Осетии. Статус этих республик также весьма сомнителен, поэтому называть их полноправными иностранцами тяжело. Действительно были какие-то люди из Сербии, Черногории, был один гражданин Америки сербского происхождения, писатель, известный своими националистическими взглядами. Самая главная звезда этой делегации, насколько я понимаю, был депутат Европарламента от Франции, который близок к фронту Марин Ле Пен. То есть публика довольно сомнительная, но главное, что потом можно сказать по центральным каналам, что из Франции, США и других стран…

Олевский: Представители организации АБСЕ, не путать с ОБСЕ, я так понимаю.

Барабанов: Да, АБСЕ. Я думаю, что довольно несерьезно об этих наблюдателях говорить всерьез.

Олевский: Сегодня очень много сообщений в украинских СМИ о том, что замечено серьезное передвижение войск, созданы четыре ударные группировки «ДНР» и «ЛНР», четыре ополчения, которые распределены по четырем направлениям. И каждая из этих группировок состоит из 10-15 тысяч человек. Трудно не заметить такое количество военных. Может быть, ты видел какие-то свидетельства перемещения военных колонн, которые тебе показались необычными?

Барабанов: Нет, я никаких колонн не видел. Все происходит, на мой взгляд, вполне штатно. Другое дело, что эти слухи – это объяснимая вещь, они появлялись накануне выборов в Верховную Раду, что сейчас будут штурмовать Мариуполь. Потом ходили слухи, что во время выборов в Раду и сразу после них будут происходить какие-то столкновения, атаки и нападения. Вчерашнее голосование в этом смысле сопровождалось точно такими же паническими атаками. Сообщалось, что якобы на вчерашний день украинские военные запланировали штурм Донецка. Мне кажется, что это, скорее, политтехнология и нагнетание обстановки, чем что-то реальное.

Олевский: Какие-то российские политики или депутаты, может, активно принимали участие в подготовке, курировали эти выборы? Говорилось об этом?

Барабанов: В составе делегации было шесть депутатов Государственной Думы. Я так понимаю, они представляли компартию, ЛДПР и, по-моему, кто-то от «Справедливой России» был. Господин Слуцкий, самый известный из них был, который вчера вечером говорил о прозрачности и конкурентности прошедших выборов. Но это были не первые топ-лица.

Фото: РИА Новости

Другие выпуски