Игорь Сечин расколол ТНК-BP

03/06/2012 - 17:03 (по МСК) Михаил Зыгарь, Ольга Писпанен
Нефтяная компания BP выходит из совместного предприятия с ТНК и продает свою долю в компании - это 50%. Кто станет покупателем, пока не говорят. Это может быть и российский концерн "Альфа Аксесс Ренова", контролирующий ТНК, или госструктура "Роснефтегаз", в совет директоров которой входит бывший вице-премьер Игорь Сечин.
Ситуация вокруг акций английского нефтяного концерна обострилась в прошлом году, когда руководство BP сообщило о планах сменить своего российского партнера. В ТНК это расценили как нарушение соглашений, а руководитель компании Михаил Фридман в интервью "Коммерсанту" признал, что за расколом стоял Игорь Сечин, пытающийся "увести" BP к другому партнеру - "Роснефти". Антон Желнов подробнее.

Желнов: Во вчерашнем интервью "Коммерсанту" Михаил Фридман сравнил взаимоотношения российской ТНК и английской BP c cемьей, один из членов которой хочет развестись.
Но если бы развод, а так – измена. О том, что British Petroleum хочет выйти из совместной с ТНК структуры и объединиться с государственной "Роснефтью", Фридман узнал в январе прошлого года. Но по условиям эксклюзивного партнерства компания не имела права этого делать, что послужило поводом обратиться в Стокгольмский арбитражный суд.
Главным человеком в "Роснефти" был и остается некогда самый влиятельный чиновник в команде Владимира Путина Игорь Сечин: в правительстве он был ответственен за весь нефтяной сектор. В интервью "Коммерсанту" Фридман признает, что Сечин и Владимир Путин знали о планах BP перебежать на другую сторону, но об этих людях бизнесмен говорит осторожно – его можно понять, сваливая вину на руководство BP: мол, это они не объяснили своим будущим партнерам, что можно, а что нельзя.
Так или иначе сегодняшнюю новость встретили с удивлением и в России и в Англии. Аналитик Михал Крутихин считает, что говорить о победе Игоря Сечина рано – о том, кто поглотит BP неизвестно. А вот уйти из России, как когда то SHELL, компания может. Тем более в прошлом году BP намекали: у вас выявлены экологические нарушения. 

Крутихин: Компания фактически предупреждает, что, вот, смотрите, если не нормализуется обстановка, мы уйдем. Обстановку, судя по всему, деморализуют, делают напряженной попытки Сечина и «Роснефти» каким-то образом расшириться, и ТНК-BP – это один из объектов для поглощения. Для самой компании BP уход из России не очень приятен, поскольку у них 20% добычи в России и примерно 20% всех нефтегазовых активов. Это будет очень плохо для компании.

Аналитик Константин Сонин считает, что позиции Сечина по сравнению с прошлым годом ослабли. Если он не смог поглотить компанию тогда, то и сегодня и подавно. 

Сонин: Если сейчас не «Роснефть» купит долю BP, а консорциум AAR (российские акционеры ТНК, прим. ДОЖДЬ) за какую-то нормальную цену, то это для них тоже будет большой победой. Пока что трудно понять, что это означает, потому что если говорить про силу Сечина по сравнению с кем-то, то эта сила, конечно, в последние годы только уменьшилась. И если он чего-то не смог сделать в прошлом апреле, то сейчас он заведомо не может сделать.  

Сегодня действительно модно говорить о слабеющих позициях Сечина. Однако планы у бывшего чиновника и президента Владимира Путина остаются грандиозными. По сути, Сечин снова замкнет на себя весь нефтяной сектор, создав альтернативный "Газпрому" холдинг. Как сообщил сегодня журналистам бывший вице-премьер, в планах Роснефтегаза – приватизация пяти семи компаний с последующей перепродажей. Соответствующий указ подписан президентом Путина. Среди компаний, которые могут поглотить – "Транснефть", "Зарубежнефть", "Интер РАО".
Также по теме
    Другие выпуски