Игорь Иванов о причинах бензинового кризиса

Здесь и сейчас
26 апреля 2011
Поддержать программу

Комментарии

Скрыть

В Алтайском крае третий день топливного кризиса. Бензин есть только в сети крупнейших операторов, "Газпромнефть" и "Роснефть", его наливают по 20 литров на машину и только корпоративным клиентам. На 300 независимых АЗС топлива нет с субботы.

Наш экономический обозреватель Игорь Иванов объясняет, в чем причина этого неожиданного топливного дефицита, который грозит не только Алтаю, но и Мурманской и Брянской областям. 

Иванов: Зрители телеканала пишут, что ситуация перекидывается в Сибирь и дальше, что дефицит уже есть и в Новосибирске, и в Томске ощущается. В принципе, в чем проблема? Проблема, как во всяком случае, представляют ее нефтяные компании, состоит в следующем: дело в том, что государство, лично премьер Владимир Путин и Федеральная антимонопольная служба, борется за снижение розничных цен на бензин. Собственно, розничные цены стали приблизительно составлять 26-27 рублей за литр 95-го бензина, если не ошибаюсь. В чем проблема? Проблема в том, что оптовые цены, как говорят нефтяники, уже приблизились к этому же уровню. То есть бензин в розницу стоит примерно 27 рублей, и оптом он стоит примерно 26 рублей за литр. Нет особого резона его покупать, перепродавать и т.д. Собственно с чем может возникать и дефицит? Дефицит, если мы посмотрим на карту, мы увидим, что дефицит коснулся районов, которые являются пограничными, которые граничат с нашими соседями, в первую очередь с теми из них, с кем у России, называя вещи своими именами, прозрачные границы. И мы видим такую ситуацию – Брянск и Белгород, слева они совсем близко к Украине, ну и там немного близки к Белоруссии. У нас бензин стоит 26 рублей за литр, это в районе 90 центов. Мы имеем прозрачную границу, откровенно говоря, и мы имеем цену на бензин через границу, например, на Украине 95-й бензин стоит около 10 гривен. Насколько я понимаю, это 35 рублей. Разница почти в 10 рублей, граница прозрачная, уверен, что возят и сами люди как физические лица, возят и бензовозами туда бензин, конечно, он вымывается с местного рынка, это понятно. С Белоруссией примерно та же самая ситуация. По данным белорусских независимых СМИ, по их мониторингу, цена примерно 0,9 евро, по сути, те же самые 35-33 рубля. То же самое происходит с Белоруссией. Если взять сибирские регионы – Красноярский край, Алтай, они граничат с Китаем. В Китае ситуация, в принципе не лучше. Там еще в прошлом году те же самые $1 с небольшим стоил бензин, те же самые 35 рублей. С тех пор в Китае 4 раза повышали цены на бензин, в Китае принята такая политика, что после того, как нефть дорожает на 4%, кабинет министров имеет право пересмотреть цену на бензин. 4 раза они уже воспользовались этим правом в этом году. Мы видим, что разница в 10 рублей, граница прозрачная, бензин, судя по всему, вымывается. Оптовая цена отражает этот паритет, потому что 26 тысяч в опте, это где-то должно быть $1 с небольшим в рознице. Ну а в рознице бензин дешевле, поэтому из розницы он вымывается, вероятнее всего, за рубеж. Федеральная антимонопольная служба отказалась сегодня нам комментировать эту ситуацию. Чиновники ФАСа попросили нас ждать пресс-релиз, насколько я понимаю, он не вышел, возможно, он выйдет ближе к вечеру. Антимонопольная служба рапортует о каких-то мерах, которые они будут принимать. Ну а пока, повторюсь, бензиновый кризис, судя по всему, распространяется и на другие сибирские регионы.

Казнин: Несколько вопросов сразу возникает. Во-первых, есть еще и Мурманская область. Она с кем граничит? Может, есть еще какие-то другие причины? Потому что ФАС, тем не менее, прокомментировал, может быть, неофициально, о том, что речь идет о сговоре крупнейших игроков. Если сговора нет, то почему то же самое происходит в Мурманске?

Иванов: Факт в том, что у нас действительно рынок монополизирован, и Федеральная антимонопольная служба постоянно использует этот аргумент в борьбе с нефтяными компаниями, точнее, в борьбе с практически любым повышением цен на бензин. И этот правда, тут никуда не денешься. В принципе, если вернуться в Алтай, то там же бензин есть на бензозаправках нефтяных компаний, вертикально интегрированных, а у частных участников бензина нет. Что касается Мурманска, то он, в принципе, граничит с Европейским союзом напрямую – одна из немногих областей. Известно, что в ЕС бензин еще дороже – примерно в 1,5 раза. Там существуют, конечно, два фактора, которые ограничивают экспорт бензина напрямую в ЕС. Ну, во-первых, экспортные пошлины, которые, в принципе, надо платить, пересекая границу. Что не надо делать, пересекая, например, белорусскую границу, если я правильно понимаю. С другой стороны, это то, что российский бензин не всегда удовлетворяет стандартам ЕС просто по качеству. И, как правило, российские нефтепродукты используются, импортируются в ЕС для последующей переработки. Бывают ситуации, когда разница в цене внутри России и в Европейском союзе настолько велика, что даже после пошлин и даже стоимости последующей переработки все равно выгодно завозить бензин из России. Возможно, именно это и происходит в Мурманской области. Ну а возможно, там просто логистический сбой. Еще один фактор, он никогда не имел значения раньше, но, возможно, он сыграл в этот раз этой весной. В апреле очень часто нефтеперерабатывающие заводы останавливают на ремонт. Возможно, в этом году сыграл этот фактор. 

Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия
Полная версия