HeadHunter: дискриминация при приеме на работу есть, но ее трудно доказать

26/06/2013 - 22:03 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

Совет федерации одобрил запрет на указание пола, возраста и семейного положения в вакансиях, так как это дискриминирует соискателей.

Те, кто нарушит этот запрет, заплатят штраф, правда совсем небольшой, – максимум 15 тысяч рублей. О том, насколько часто в вакансиях встречается дискриминация по тому или иному признаку – поговорили с руководителем карьерных сервисов компании HeadHunter Мариной Хадиной.

Арно: Что выгоднее для работодателей: заплатить 15 тысяч рублей и знать о соискателе все или не нарушать закон и получить кота в мешке?

Хадина: Конечно, чем меньше сюрпризов при найме, тем лучше, поэтому, конечно, работодатель заинтересован как можно раньше и больше узнать о соискателе. Как же поступить конкретный работодатель теперь, будет ли он указывать в вакансиях свои предпочтения по полу и возрасту, я думаю, покажет время, но я могу сказать, что за последний год при отсутствии такого закона, пока он еще обсуждался, уже меньше появилась доля вакансий, в которых есть указания пола, возраста и семейного положения. Более того, более пяти лет назад крупные кадровые компании вводили стандарт: при размещении вакансий нельзя указывать пол, возраст и семейное положение.

Лобков: Это значит, что фильтры переместились чуть дальше в HR-отделы самих компаний, потому что понятно, что беременной женщине 35 лет сложно устроиться на работу. Это значит, что закон формально будет соблюдаться, но потом найдут другие признаки, по которым можно отказать.

Хадина: Безусловно. Предпочтения работодателя таким образом никуда не деваются, просто они смещаются в более поздник этапы. Теперь соискатель, не увидев предпочтений в вакансии о поле и возрасте, будет чаще откликаться, что увеличит количество откликов, но на других этапах они будут отсеиваться, и работодатель не озвучит, что он отказывает по причине пола и возраста.

Лобков: В Америке запрещена прямая дискриминация по полу, возрасту, расе, сексуальной ориентации, и есть огромное количество выигранных судебных процессов. Как вы считаете, у нас  в стране есть дискриминация людей и возрастному, этническому признаку?

Хадина: Безусловно, она существует, но в нашей стране понятие дискриминации как юридический термин очень размыто определено, поэтому оно существует  в общих понятиях. Есть понятие предпочтения, в соответствии с которым тот или иной наниматель принимает решение. Исходя из, скорее, культурных, нежели юридических причин он отказывает соискателю и он старается аккуратно ему отказывать либо промолчать. Поэтому дискриминация есть, но она никак не оформлена и никак ее не потрогать.

Арно: А были дела, когда человек, которого не взяли по какому-либо признаку, на работу, выигрывал дело против компании?

Хадина: Мне пока такие случаи неизвестны. Я думаю, с появлением такого закона такие попытки будут появляться. Наши граждане не так активны, как в США. Они ленятся и не верят в наши судебные органы.

Лобков: Наша бывшая темнокожая коллега Сюзанна с банковским образованием пыталась устроиться в один из крупных московских банков. Ей сказали, как же вы будете общаться с клиентами. Вы встречались с подобного рода просьбами от ваших работодателей?

Хадина: У нас работодатели самостоятельно размещают вакансии на нашем сайте. В теме вакансий они указывают что-то на свое усмотрение. Мы следим, чтобы там не было вопиющей невежественности, но с учетом текущих на момент публикации законодательных аспектов…

Лобков: Могут писать «не кавказцы, не темнокожие, не мусульмане, не беременные»?

Хадина: Они могут так делать, но модератор или менеджер может что-то порекомендовать работодателю, если такое будет замечено. Ошибки бывают у всех. Если человек по незнанию, молодости, невежественности вдруг ошибется, его поправят.

Лобков: Ваше агентство в таком случае не является соответчиком по возможному иску?

Хадина: Во-первых, мы не являемся кадровым агентством – мы лишь даем возможность работодателям размещать свои вакансии на сайте. У нас нет поля пола и возраста в вакансии. Если работодатель хочет отметить эти предпочтения, он их отмечает в свободном тексте. Я думаю, с выходом данного закона количество таких вакансий стремительно уменьшится. Мы не несем ответственность за тот контент, который размещают работодатели уже непосредственно в поле описания вакансии.

Другие выпуски