«Граппа лучше виски с содовой» и «если бы Берлускони был гомосексуалистом…». Самые яркие цитаты Путина с Валдайского форума

20/09/2013 - 14:47 (по МСК) Никита Белоголовцев
Владимир Путин накануне вечером подвел итоги работы юбилейного X Валдайского клуба. Президент высказался о поисках идентичности России, о недопустимости вмешательства из-за границы и укреплении суверенитета, а также о «болотном деле», поколении  тридцатилетних и о том, чем граппа лучше виски с содовой. О самых ярких моментах форума Никите Белоголовцеву рассказал Антон Желнов, вернувшийся из Новгородской области. 
Желнов: Валдайский клуб в этом году проходил в десятый раз. Он был посвящен как раз идентичности России, откуда эти темы о национальном суверенитете и многообразии современного мира. Это официальный заголовок.

Владимир Путин принимал участие в последнем дне работы форума, много говорил о национальной идее, заявив писателю Александру Проханову, что «Россия – это не проект, а судьба». Путин цитировал Константина Леонтьева «Цветущая сложность». Как ожидалось, говорил много об оппозиции, сказав, что главная проблема российской оппозиции – это то, что оппонируют они не власти, а России, опять же, вспоминая классика. Путин признал, что за последние несколько лет гражданское общество стало меняться. В качестве аргумента рассказал, что на «Валдае» как раз приняли участие оппозиционные кандидаты, которые выиграли выборы. Естественно, он имел в виду фамилию нового мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, хотя публично он ее не назвал.

Владимир Путин, президент России: Сколько сейчас приняло участие в региональных выборах новых политических партий. И они, многие, добились победы, и насколько мне известно, и здесь на валдайском клубе тоже были и победители этих выборов из вновь созданных политических партий. Поэтому процесс совершенствования идет. Думаю, что он никогда не будет заканчиваться, потому что структура управления, политическая структура общества, демократические процедуры должны соответствовать более или менее хотя бы сегодняшним потребностям общества, а общество развивается. Вместе с ним будет развиваться и политическая система.

Желнов: От оппозиции на валдайский форум были приглашены депутат Илья Пономарев, бывший депутат Геннадий Гудков, Ксения Собчак, наша коллега, и Владимир Рыжков. Но фамилия Алексея Навального, такого лидера оппозиции, публично не звучала, хотя возникала часто в контексте. Потом, как сообщили агентства, видимо, в отдельном интервью журналисту американского издания «The Nation» Путин все-таки произнес первый раз фамилию Алексея Навального, сказав, что «Алексей Навальный – один из лидеров оппозиционного движения».

Вот, что об оппозиционной повестке нынешнего форума нам рассказал политолог Глеб Павловский.

Глеб Павловский, политолог: Эта встреча была задумана, чтобы показать, подкрепить в каком-то смысле новый курс на конкурентность, на участие в политике, включение в политику тех, кто принимает правила игры. А поскольку здесь были только те, кто принимает правила игры, то не было причин для конфронтации.

Желнов: Если говорить о внешней политике, то разговоры о Западе велись, скорее, не в экономическом, а в политическом русле. Об экономики поговорили лишь только с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, и то, можно сказать, перебросились словами, потому что Кудрин осознанно сидел в самом последнем ряду. Но президент его увидел и сказал: «Леша, есть ли у тебя ко мне вопросы?», Кудрин сказал, что нет, на что Путин отшутился: «Видите, у меня есть к нему вопросы, а у него ко мне нет».

Путин в очередной раз подчеркивал, что мультикультурализм европейский - «это плата за колониальное прошлое», а европейцы вымирают. «Понимаете?», - спрашивал он под конец у австрийского журналиста, а тот, соответственно, задал вопрос про закон о запрете пропаганды гомосексуализма. В этом же контексте ранее звучали шутки про Сильвио Берлускони, что если бы Сильвио спал с мужчинами, то его бы никто пальцем не тронул. Речь, естественно, о суде, который сейчас проходит над Сильвио Берлускони.

С бывшим премьером Италии Романо Проди и председателем ЕС зашла речь об Украине - этого разговора тоже ждали – и о желании страны подписать соглашение об ассоциации с ЕС. После того, как Проди высказал свое мнение, достаточное сдержанное и осторожное, сказав, что ничего страшного, потому что «Россия и ЕС – это как икра и водка». Путин был более категоричен, намекнув Украине на все угрозы. Понятно, что это не включение в Таможенный союз и обвал рынков, о котором он тоже вчера корректно предупреждал. Ну а дальше был камень в огород Европы, он заметил, что европейский принцип – это «съесть сначала твое, а потом уже свое».

Владимир Путин, президент России: О том, что сейчас сказал Романо. Вы обратите внимание, он не просто интеллектуал, он же профессор, доктор, он действительно реальный интеллектуал, европейский. Но он еще и до мозга костей бюрократ европейский. Вот посмотрите, что он сказал: «Отношения России и Европы - это как отношения икры и водки». Но икра и водка – это российские продукты, это продукты российского происхождения. Они ведь привыкли в Европе как? По известному принципу: «Сначала давайте съедим твое, а потом – каждый свое».

Романо Проди: Ладно, давайте тогда «виски и сода».

Владимир Путин, президент России: А виски и сода - это вообще дурной напиток, непонятно. Зачем продукт портить? Надо уж чистым тогда употреблять.

Желнов: Но при этом Путин оговорился, когда рассуждал об Украине. Видимо, посчитал, что его заявление сочтут слишком скандальным. Вначале он сказал так: «Украина – это часть большого российского мира», ссылаясь, видимо, на Киевскую Русь, а потом поправился, что российско-украинского мира.

О «Болотном деле» спросили ближе к концу. Первый вопрос прозвучал от Владимира Рыжкова, он очень эмоционально попросил об амнистии.

Владимир Путин, президент России: Не нужно шантажировать власть тем, что ей будет приклеено ярмо недемократичности. Она должна реагировать соответствующим образом. Можно ли посмотреть на то, чтобы в данном случае использовать право амнистии, я этого не исключаю.

Желнов: Ксения Собчак спросила про поколение 30-летних, видит ли Путин конкурентов среди нового поколения. Президент ответил уклончиво, сказав, что нынешние молодые политики, те, кто хотят участвовать в политике, это хорошо, но они напоминают хунвейбинов, действа практически как в 60-ые в Китае.

После дискуссии, в которой помимо Проди приняли участие бывший премьер Франсуа Фийон и экс-министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ, участников клуба пригласили на коктейль. И уже там с Путиным неформально могли пообщаться многие, в частности писатель Сергей Шаргунов снова спросил об амнистии, сидящих по «Болотному делу», а Собчак спрашивала, считает ли Путин важным допустить молодых политиков, участвующих в выборах, до федеральных телеканалов. На что Путин сказал, как Вячеслав Володин, замглава администрации президента, что начинать нужно с малого – с муниципальных выборов и с местных телеканалов, а не федеральных.

Другие выпуски