Государство наконец получит контроль в «Газпроме»

08/09/2012 - 13:00 (по МСК) Павел Лобков

Для этого будет совершена сделка с Внешэкономбанком объемом один миллиард долларов, рассказал сегодня руководитель госкорпорации Владимир Дмитриев.

Для начала поспешу успокоить и вас, и наших зрителей. «Газпром» конечно же, контролирует государство. Впрочем, если подходить сугубо с формальной точки зрения, то 51% акций у него нет.

Правительство владеет «Газпромом» через три структуры – «Росимущество», «Роснефтегаз» и «Росгазификация». В общей сложности им принадлежит 50,003% акций концерна. Однако последняя организация – «Росгазификация» – принадлежит государству лишь на три четверти. Таким образом, формально под контролем правительства находится 49,7% акций газовой монополии.

Конечно же, никоим образом на управление «Газпромом» это не влияло. Самому крупному миноритарию принадлежит всего несколько процентов. Однако тот факт, что формально «национальное достояние» не находится под контролем государства, явно не давало покоя властям. И в частности патриарху российского топливно-энергетического комплекса Игорю Сечину. Еще в 2010 году, будучи вице-премьером, он разработал схему того, как вернуть государству контроль в монополии. Для этого «Газпрому» должны были быть переданы акции 76 газораспределительных организаций – на удивление, еще не все они принадлежат концерну. В обмен «Газпром» должен был передать «Роснефтегазу» 0,89% собственных акций. Однако против этой схемы недавно выступило министерство экономического развития.

Теперь придуман другой, более простой способ. Правительству отдаст свой пакет в «Газпроме» Внешэкономбанк. Ему также принадлежат 0,89% акций концерна, и их как раз не хватает правительству для того, чтобы получить контроль не только номинальный, но и формальный. Сегодня в кулуарах саммита АТЭС во Владивостоке глава ВЭБа Владимир Дмитриев подтвердил, что переговоры о подобной сделке идут.

Напомним, ВЭБ является госкорпорацией и тоже на 100% принадлежит государству. Так что, по сути, речь идет о перекладывания из одного кармана в другой, говорит партнер компании «Русэнерджи» Михаил Крутихин.

Крутихин: Это чистая формальность и, скорее всего, это раздувание щек со стороны  господина Сечина, который принимает часть акции «Газпрома», повышая собственность «Роснефтегаза»  и удаляя какого-то посредника в виде Госбанка из этой цепочки. Это чисто политическая игра, ничего коммерческого и организационного нет.

Мне остается лишь добавить, что ни сроков, ни суммы сделки глава ВЭБа Дмитриев сегодня журналистам не назвал. Рыночная стоимость его пакета акций «Газпрома» сейчас составляет около одного миллиарда долларов.  
Другие выпуски