Госдума VI созыва как место для дискуссии

05/12/2011 - 11:51 (по МСК) Мария Макеева
Центризбирком обработал 95,71% протоколов на выборах в Госдуму. «Единая Россия» набирает меньше половины голосов. Обсудили предварительные итоги выборов с политологом Кириллом Роговым.

"Единая Россия" набирает меньше половины – 49,54% голосов избирателей, о чем объявил менее часа назад глава ЦИК России Владимир Чуров.

Владимир Чуров добавил, что, таким образом, единороссы, по предварительным данным, теряют конституционное большинство в Госдуме. Явка на думских выборах немногим превысила 60%, достигнув примерного показателя выборов 2007 года.

Примерно с девяти утра сайт ЦИК прекратил трансляцию табло с результатами выборов в Госдуму. И все застыло на драматическом моменте: последние данные на табло выводились такие – после подсчета 93,5% бюллетеней у «Единой России» было менее 50% – 49,7%. А в итоге получается еще чуть меньше. В Москве "единороссы" потеряли 8% голосов избирателей на выборах в Госдуму ‑ по сравнению с прошлыми выборами. «Яблоко» в Москве преодолело 7-процентный барьер, а в целом по России не показало и 4%. КПРФ после подсчёта немногим менее 100% голосов избирателей набирает 19,16%, "Справедливая Россия" – 13,22%, ЛДПР – 11,66%. "Патриотам России" и "Правому делу" не дали и по 1% голосов.

Обсудили предварительные итоги выборов с политологом Кириллом Роговым. 

Макеева: Вас удивили результаты? Вы ожидали, что «единороссы» вроде бы перестали быть конституционным большинством, пока еще предварительные данные, немного осталось обработать бюллетеней. Судя по заявлениям Чурова, все идет к тому, что они действительно потеряют конституционное большинство в Госдуме и так вот запросто с этим смиряться.

Рогов: Конечно, данные удивили. Причем, удивляют те данные, которые приходят с мест от избирательных комиссий местных. Совершенно очевидно, что несмотря на многочисленные нарушения и «карусели», реальный результат «Единой России» где-то в районе 35%. Конечно, данные Чурова на этом фоне удивляют очень. Тем более удивительно, что они сейчас так точно подсчитаны, хотя половина ночи система «Госвыборы» вообще не работала, не очень понятно, о каких данных мы сейчас говорим. Возможно, это просто сочиненные где-то в Центризбиркоме данные, потому что вряд ли тот простой системы «Госвыборы», который был ночью, вряд ли его удалось так быстро наверстать. Непонятно, как можно было получить такие результаты.

Макеева: Если сочиненные, так они могли и получше тогда насочинять. Почему же насочиняли меньше 50-ти?

Рогов: И эти результаты вызывают сомнения, а выше – это было бы совсем ужасно. Все люди знают, за что они голосовали. Можно приписать 10%, 7%, 5%, но 15-20% - это очень трудно все-таки.

Макеева: ЦИК объявил, что, по предварительным данным, «Единая Россия» получит в Госдуме шестого созыва 238 мест, и это означает, что не поторопился президент Медведев, когда минувшей ночью объявил, что «единороссам» придется вступать с другими партиями в коалиционные соглашения. ЛДПР, надо полагать, на это охотно пойдет. Что думаете?

Рогов: Я не знаю. Мне кажется, это все довольно-таки пустые разговоры, потому что у нас нет Думы, у нас не состоялись выборы. Кроме того, что вы можете назвать какие-то цифры, есть такое понятие как легитимность того или иного политического события или института. Понятно, что эти результаты не будут в сознании людей легитимными, Дума эта не просуществует 5 лет. Это такой факт как то, что яблоко падает с дерева.

Макеева: Объясните, я не поняла, что вы имеете в виду. Что значит – Дума не просуществует 5 лет? А что будет?

Рогов: Ее будут переизбирать. Понимаете, это нелегитимный институт. Никто в стране не верит, что она избрана населением. Что она, как она будет существовать? Люди знают, как они голосовали. В Москве на многих участках «Единая Россия» имеет 15%. А у нее написано 45%. Так не бывает, так не работают институты. У нас изменился политический режим в том смысле, что с начала 2000 годов мы существовали в рамках такого политического режима, когда у нас существует политическая монополия, но в принципе люди мирятся с этим, в принципе, их это устраивает. А сейчас мы перешли в другое состояние, когда людей больше это не устраивает, эта монополия, они не мирятся с этим. И в этом случае эта система распадается, теперь она может перейти либо в диктатуру, либо в кризис политический. Но больше не существует этот политический режим, который существовал с начала 2000 годов в России, примерно с 2003 года. 

Также по теме
    Другие выпуски