Главред Pravo.ru Иван Слепцов: новый объединённый Верховный суд может возглавить Лариса Брычева

11/04/2014 - 21:43 (по МСК) Тихон Дзядко, Юлия Таратута

Глава Московского городского суда Ольга Егорова может возглавить объединенный Верховный суд – об этом сегодня написала газета РБК со ссылкой на несколько источников – в правительстве и в одном из высших судов.

Телеканал Дождь давал свои прогнозы на этот счет еще полгода назад, тогда мы упоминали и нынешнего главу Верховного суда Вячеслава Лебедева, и Ольгу Егорову. На ее кандидатуру указывали некоторые признаки, например, из Мосгорсуда ушла Анна Усачева, пресс‑секретарь ведомства, человек очень близкий к Егоровой.

Вообще кандидатуру на пост главного судьи страны, обсуждали с того момента, как стало известно о слиянии Верховного суда и Высшего арбитражного. Об этом летом на Петербургском экономическом форуме заявил президент Владимир Путин. Сначала ходили слухи, что пост этот создается для бывшего президента, ныне премьер‑министра Дмитрия Медведева, потом вроде он сам от этого отказался, но при этом процесс реорганизации продолжили.

У желающих стать председателем объединенного верховного суда осталась неделя, чтобы подать заявку. Официально еще вроде бы ни один кандидат не сделал этого. У кого действительно есть шансы – обсудили с главным редактором портала «Право.ру» Иваном Слепцовым.

Таратута: Мы должны с вами обсудить слухи. Мы прогнозировали Ольгу Егорову еще несколько месяцев назад, едва ли не полгода назад. Много было симптомов, но одним из симптомов важных нам показалось уход Анны Усачевой. Нет?

Слепцов: Не знаю. Я думаю, что уход Анны Усачевой – вряд ли это симптом.

Дзядко: По вашим данным, по вашим ощущениям, Егорова или не Егорова?

Слепцов: Я думаю, что она – один из кандидатов, которые хотели бы занять этот пост. Но думаю, что на самом деле обсуждают решение всего лишь несколько людей в окружении Путина вместе с ним. Я думаю, что круг этих людей очень узок, и я думаю, что она еще не знает, принято ли решение какое-нибудь.

Таратута: Скажите, какие ограничители у Ольги Егоровой? Говорили, что, несмотря на то, что она занимает очень высокий пост в иерархии правоохранительной, она возглавляет Мосгорсуд, но все-таки эта махина, которая создается, объединенная – Верховный и Арбитражный суд, это слишком серьезное место, и она должна сделать слишком высокий скачок, по мнению ее кураторов.

Слепцов: Несомненно, это был бы слишком высокий скачок в ее карьере. Но ее скачок на пост председателя Мосгорсуда тоже был очень необычным, он был проведен вне процедур, что говорит о том, что у нее есть серьезная поддержка, наверное, в окружении президента. Поэтому ее сбрасывать со счетов не надо, но я не думаю, что она кандидат №1.

Дзядко: А кого вы видите, кто кандидат №1?

Слепцов: Честно говоря, мне кандидатом №1 видится человек, которого еще не называли. Мне почему-то кажется, что это Лариса Брычева.

Таратута: Это глава Государственно-правового управления.

Слепцов: Да.

Дзядко: Поясните почему.

Слепцов: Пояснить сложно. Приходиться разговаривать со многими людьми, просить корреспондентов разговаривать со многими людьми.

Таратута: Это ваше предположение или инсайд?

Слепцов: Инсайда никого нет, это мое предположение. Вообще все сейчас оперируют только предположениями. Я думаю, что статья, которую вы упоминали, основана тоже исключительно на предположениях. Думаю, что ни источники в правительстве, которые назывались, ни источники в Высшем суде информацией конкретной не располагают.

Дзядко: А ваше ощущение, что это может быть Брычева, основывается на чем?

Слепцов: На разговорах с различными людьми, которые сами называют различные кандидатуры, которые выслушивают предположения мои, других наших сотрудников, и делают то или иное выражение лица при упоминании той или иной фамилии.

Таратута: На самом деле выбор такой логичный, это очень лояльный, очень полезный, как говорят и ваши, и наши источники, крайне эффективный сотрудник Кремля все эти годы, который упаковывал в правовом смысле не одно сложное решение для Владимира Путина и не только. В этом смысле этот выбор кажется логичным. Что может заставить людей, принимающих решение, сделать такой выбор? Просто сделать подарок Ларисе Брычевой за верную службу?

Слепцов: Она, во-первых, очень квалифицированный юрист, что бы там ни говорили, у нее есть квазисудебный опыт, поскольку она работала в Госарбитраже, а из Госарбитража выросли наши арбитражные суды. Кроме того, она провела эту реформу, она и ее сотрудники делали все законопроекты, которые вносились в Думу, которыми  была оформлена реформа, поэтому она наверняка участвует в обсуждении кандидатур.

Таратута: У нас был когда-то случай, если я верно помню, когда ведомство аппарат Шойгу готовил историю про Дальневосточный округ, но все кончилось не тем, чем ожидалось.

Слепцов: Несомненно. Есть один сигнал, на который я бы обратил внимание. На прошлой неделе Вячеслав Михайлович Лебедев встречался с президентом, и на этой встрече, наверное, если бы какое-то решение относительно кандидатуры, которая устраивает Путина, было  бы принято, то, как мне кажется, Лебедев буквально на следующий день подал бы заявление в специальную квалификационную коллегию о том, что он хотел бы занять этот пост. Так как это было примерно два года назад в 2012 году, когда был объявлен конкурс на председателя Верховного суда ныне действующего, соответственно, там не было ни у кого никаких сомнений, никто не претендовал, кроме него, на эту должность, если не брать людей, которые были явно непроходными, там никаких сомнений не было. То, что сейчас не делается, не подается это заявление, а дней осталось очень мало, говорит о том, что какие-то сомнения есть, поэтому все подвешено.

Таратута: Среди кандидатов на этот пост называли и Дмитрия Козака, якобы он высвободился после Олимпиады и может пойти куда угодно, почему и не в суд.

Слепцов: Да, его фамилия могла бы тоже в том списке фигурировать. Никто из тех, с кем мне приходилось общаться, ее не называл в последнее время.

Дзядко: У меня вопрос в целом. Что будет из себя представлять Объединенный Верховный суд? Если вернуться к разговору про Ольгу Егорову, которая сегодня, будучи председателем Мосгорсуда, на самом деле инстанции низшей, чем Верховный суд Вячеслава Лебедева, мы видим, что она является игроком, на равных выступающим с ним. Мы видим какое-то количество конфликтов как будто бы между Мосгорсудом и Верховным судом, например, когда Мосгорсуд какие-то решения Верховного суда не слишком воспринимает, хотя должен бы. Объединенный Верховный суд насколько будет мощным устройством, на ваш взгляд? Особенно в сравнении с Мосгором, например.

Слепцов: У него, конечно, будет более широкий круг полномочий в силу того, что он будет заниматься экономическими спорами и дисциплинарными разбирательствами в отношении судей, но сильно ситуация не поменяется. Конечно, председатель нового Верховного суда будет более мощной фигурой, чем нынешний председатель. Но дело в том, что самостоятельность процессуальная всех судов достаточно велика, судьи принимают решение в рамках своего усмотрения. Поэтому если суд возглавляет самостоятельная фигура, как Егорова, она в любом случае и под новым Верховным судом все равно будет иметь возможность эту самостоятельность проявлять.

Другие выпуски