Главред газеты «Коммерсант-Украина»: я уверен, что лидеры оппозиции не поведут людей на штурм административных зданий

08/12/2013 - 15:54 (по МСК) Юлия Таратута

Около 200 тысяч человек собралось на народное вече на Майдане Незалежности в Киеве. На связи со студией ДОЖДЯ – главный редактор газеты «Коммерсант-Украина» Валерий Калныш.

Таратута: Как будут сегодня развиваться события? Только что мы слышали обращение Юлии Тимошенко о силовом сценарии. Насколько вы верите в его вероятность?

Калныш: Я не думаю, что силовой сценарий – сценарий сегодняшнего дня. Изначально предполагалось, что заградительным фактором станет наличие в Украине министров иностранных дел, которые прибыли в Киев для заседания ОБСЕ на уровне министров иностранных дел. Поэтому вряд ли власть пойдет на силовой разгон в присутствии иностранных наблюдателей и дипломатического корпуса. С другой стороны, не исключено, хотя  я мало верю в этот сценарий, что Майдан решит сегодня пройтись и взять штурмом Верховную Раду и кабинет министров, как минимум потому что стянуты беспрецедентные силы правоохранителей в Киеве, за порядком наблюдает порядка пяти тысяч милиционеров, на подступах к кабмину и Верховной Раде выставлены автобусы, которые стянули друг с другом тросами. Пройти будет практически невозможно. Я более чем уверен, что лидеры оппозиции не поведут людей на штурм пустых зданий.

Таратута: Какова, вам кажется, конечная цель? В выступлениях лидеров слышна неуверенность в длине этого процесса. Это не совсем так, как было 9 лет назад.

Калныш: Конечная цель – это те требования, которые огласила оппозиция, в том числе и сегодня это было. В частности, перечень близлежащих целей сократился до 4-5: возбудить уголовное дело против министра внутренних дел Захарченко, отставка правительства, отпустить всех 14 задержанных по мотивам столкновений на Банковой, возбуждение уголовных дел против бойцов «Беркута», которые применили силу к мирным демонстрантам. Два главных требования: перевыборы Верховной Рады и президента. Главная цель, зачем люди выходят на улицы, - показать президенту, кто стоит за этими требованиями. Пока речь идет о мирном давлении улицы на президента и правительство. Президент и правительство должны понять, что есть в Киеве миллион людей, которые, если власть не пойдет на переговоры или на удовлетворение требований оппозиции, могут превратиться из миллиона мирно стоящих людей в миллион людей, которые могут эту власть скинуть.

Таратута: Сейчас на чей сторону мяч?

Калныш: Сейчас, конечно же, на стороне власти. Виктор Янукович вернулся из китайского турне, после этого он побывал в России, где были его переговоры с президентом России…

Таратута: Стало известнее, о чем говорили президенты двух стран? Очевидно, что он не могли обойти тему происходящего в Киеве, но поскольку сначала появилось сообщение, что Украина согласна на Таможенный союз, потом это опровергли, какой сухой остаток?

Калныш: Вы говорите «очевидно», а для премьер-мининстра Николая Азарова это не очевидно. На сайте кабинета министров появилось обращение Николая Азарова к украинскому народу, в котором он рассказывает подробности переговоров. И он настаивает, что не обсуждалась перспектив присоединения Украины к Таможенному союзу.

Таратута: Надо отдать должное Виктору Януковичу: он не обещал России вступление в Таможенный союз, и, наверное, с этим связано давление.

Калныш: Янукович не обещал. Но все встречи Путина и Януковича покрыты тайной. Мы ничего не знаем о сути переговоров, за исключением каких-то официальных сообщений. Украинской оппозиции стало известно, что якобы 17 декабря должно быть парафировано некое соглашение между Украиной и Россией, итогом которого станет готовность Украины приблизиться к Таможенном союзу. С этим тезисом украинская оппозиция сейчас и стоит на Майдане, в том числе чтобы улица выразила свое недовольство таким сценарием. Про Таможенный союз пока говорит только украинская оппозиция. Официально власти не говорят. Более того, они категорически отрицают, что такие переговоры ведутся.

Таратута: Российская сторона неприкрыто высказывается на тему происходящего, показывает свой интерес. Владимир Путин назвал события в Киеве погромом, сказал, что это борьба за власть, перетягивание каната. Экономически готовы ли Украина, оппозиция, Майдан встретиться с тяжелой экономической ситуацией, которая неизбежна, если Россия от Украины отвернется?

Калныш: Здесь вопрос очень философский. Если Украина не будет подписывать соглашение и не возобновит переговоры о соглашении с ЕС, то максимум что выиграет украинская экономика, как заявляют наши эксперты, - это сохранение на нынешнем уровне отношений с Таможенным союзом и Россией. В краткосрочной перспективе это хорошо, потому что наша продукция пока востребована только в странах бывшего СССР. Но оппозиция рассуждает гораздо дальше, что мы можем понести временные потери, которые не просчитаны.

Таратута: В начале пути речь шла о евроинтеграции, а нынешний Майдан уже стоит за свои свободы, чтобы не было нарушений прав человека. Юрий Луценко в своем выступлении вернулся к основной повестке: выбираем либо богатую процветающую, независимую Европу, либо склонную к репрессиям Россию. Как вам кажется, это такой политический ход или действительно тот выбор, который стоит перед украинским народом?

Калныш: Юрий Луценко - один из двух самых ярких трибунов Майдана. Если убрать эмоциональный накал, то выбор такой и стоит. Украина оказалась перед выбором, и он был продиктован соглашением об ассоциации с ЕС, который на самом деле является просто торговым документом о упрощении товарообмена между ЕС и Украиной. Но так все повернулось, что теперь уже стоит цивилизационный выбор. Много говорят, что чуть ли не впервые за 20 лет Украина подошла к тому, чтобы определиться, является ли она европейским государством с европейскими ценностями или постсоветским государством, которое в этом постсовке и умрет. Теперь надо понять, в каком направлении в итоге мы двинемся.

Таратута: Насколько лидеры украинской оппозиции  готовы к стоянию? Вы говорите с смене правительства. Условно говоря, кто новый премьер-министр?

Калныш: Меня смущает требование оппозиции в том смысле, что они начинают противоречить сами себе. Например, три дня назад было заявлено о необходимости круглого стола с властью, о необходимости переговоров и отставке правительства. Даже возникла такая мысль как коалиционное правительство. Прошло три дня, и теперь оппозиция отказывается от идеи коалиционного правительства, заявляя, что не сядет за стол переговоров с властью до тех пор, пока не будет отставлено правительство Николая Азарова. Мне кажется, здесь все-таки колебания, отсутствие слаженной стратегии.

Также по теме
    Другие выпуски