Новый главный архитектор Москвы: много жилья в центре не нужно, точечно будем добавлять

23/10/2012 - 21:35 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Вместо промзон в Москве появятся дома и квартиры. Новый главный архитектор города – Сергей Кузнецов – предложил сделать центральные районы столицы – жилыми.

Сейчас в центре Москвы не хватает жилья. Хотя, 90% рабочих мест расположено именно здесь. Конечно, исторического центра нововведения не коснутся – но, по словам Кузнецова, в Москве есть не очень старые постройки, возведенные лет 50 назад, которые не стали и не имеют шансов стать памятниками архитектуры.

Ну а главный потенциал для обновления – это как раз промышленные кварталы, которых в центре – тоже немало, например, уже сейчас активно застраивается промзона на месте завода «Каучук», рядом с метро «Фрунзенская». На очереди – территория завода ЗИЛ. Всего же до конца года планируется утвердить проекты перепланировки сразу 16 промзон столицы.

Будущее Москвы обсудили с главным архитектором Москвы, Сергеем Кузнецовым.

Арно: Расскажите нам про новую московскую географию, про все шестнадцать новых зон.

Кузнецов: Зон намного больше, чем 16. Есть какие-то, которые пойдут раньше, какие-то, которые пойдут позже. Справедливо, что «ЗИЛ» - один из центральных проектов, которому будет уделено особое внимание. География будет такова, что основная идея – отсутствие сегрегации между функциями в городе, которая сложилась за долгие десятилетия, в которые велась политика  в городе. Даже неправильно сказать, что мы будем застраивать центр жильем, потому что начать опять делать моножилую финкцию в центре – это опять повторить ошибки окраин, только в центре. Этого делать не стоит. То, что делать стоит, какую географию выстраивать,  - это смесь функций, что жилые кварталы не вымирали в дневное время, рабочее, а максимально сближать эти функции, чтобы человек получал доступные сервисы, чтобы он мог работать, развлекаться и жить максимально рядом друг с другом.

 Арно: Чуть больше хотелось бы от Вас конкретики. Что подлежит сносу, где будет новое жилье?

Кузнецов: Конкретные адреса сказать, которые подлежать сносу, невозможно.

Арно: Район третьего кольца, как мы понимаем, да?

Кузнецов: Мы не собираемся внедряться в сложившуюся застройку и искусственно начинать с того, что будет сноситься то, что еще может постоять. В городе достаточно большое количество территории, которую можно развивать, не снося, не повреждая тот фонд, который еще может послужить. То, что со временем будет из строя выходить, то есть есть здания, которые можно поддерживать в порядке, потому что они тендируют, чтобы стать наследием, есть здания, которые поддерживать бессмысленно, которые будут просто изнашиваться, и их не нужно жалеть, их нужно убирать и постараться замещать их зданиями того функционала, которого не хватает на данном куске.

Казнин: Главное для города такого, как Москва, - чтобы было комфортно жителям. Пока про Москву такое сказать нельзя. Не только комфортным – сейчас город должен быть современным и технологичным, умным. Сейчас пройдет форум…

Кузнецов: Да, пройдет форум «Умный город будущего», где мы будем подробно об этом разговаривать.

Казнин: Есть уже какие-то конкретные направления, как сделать Москву умным городом?

Кузнецов: Для меня умный город – это город, который действительно дает комфорт не потому, что там очень широкие магистрали и по ним может нестись большое количество машин. Для меня сегодня комфорт жизни – это возможность работать в комфортных условиях и максимально меньшее время тратить на дорогу, находясь в дискомфортных для себя условиях, это комфортно жить, имея зеленое рекреационное пространство, комфортно отдыхать. Тратить больше времени на жизнь и меньше времени на неприятный довесок передвижения, ожидания, стресс. Если посчитать то огромное количество времени, которое мы за день проводим в ситуации стресса и сколько в ситуации комфорта, из этого складывается то, что делает нас счастливыми или несчастными. Это встречи с любимыми, друзьями, детьми. Это все в конце концов фиксируется на этих позициях. Не зря говорят, что архитектура – менеджмент жизни.

Казнин: Проблема еще в том, что люди хотят быстрых изменений, а быстрые изменения, скорее всего, невозможны. У нас машины на головах уже стоят во дворах. Нет элементарных условия для прогулки матери с ребенком с коляской. Перечислять может, наверное, каждый житель Москвы эти проблемы. Как это решить хотя бы даже за пять лет?

Кузнецов: Все это в принципе решаемо. Город довольно долгий период времени приходил в тяжелое состояние, и решить это в одну секунду не получается. Решать проблему нужно как минимум столько же, сколько эта проблема создавалась. Проблема тех же машин начинает решаться с упорядочиванием паркинга. Мы понимаем, что как только закончится «халява» парковки – то, что можно хаотично бросать машину и мешать всем ходить, - тогда начнется понимание, что, может, и ездить в центр на машине не стоит, а стоит на общественном транспорте. Может, и вообще машину иметь не стоит, а стоит эти деньги потратить на что-то другое и спокойно передвигаться. Через рестриктивные методы, ограничивающие те или иные неподконтрольные действия, - шаги к комфорту.

Казнин: Это непопулярные меры, с другой стороны.

Кузнецов: К сожалению, сегодня работает расхожая пословица, что лекарство бывает горьким.

Арно: Возвращаясь к преобразованию промзон в жилые кварталы. Очень много сейчас, после того как Вы сообщили эту замечательную новость, ведется в интернете разных дискуссий. Ваши оппоненты говорят, что, по их мнению, система московских коммуникаций не позволяет провести масштабную стройку в центре Москвы.

Кузнецов: Масштабные стройки вести, конечно же, можно. Современная техника позволяет постоянно сужать необходимую строительную площадку под даже крупные объекты. Мы не гонимся за масштабными стройками. Стройки должны быть по месту, то есть такая акупунктура города, точечное воздействие, как иглоукалывание, только в масштабах города. Точечно добавлять то, чего не хватает, в тех местах, где для этого есть возможности. Я считаю, что сегодня ушло время больших проектов. Сегодня события уровня «Москва-Сити» городу просто не нужны. Мы не будем пытаться удивить мир, как Дубай или Китай. Быстрым развитием, как в Китае, хотелось бы, но не удивлять мегасооружениями, небоскребами по километру высотой и прочим. Сегодня создать в городе контекст, комфортную среду нормального человеческого масштаба, - это новый тренд, который я бы очень хотел задать для города.

Казнин: Земли, которые принадлежат федеральным структурам – у вас есть какие-то договоренности предварительные? Например, Министерство обороны владеет огромным количеством земель.

Кузнецов: Вопрос уже не из сферы архитектуры.

Казнин: Но строит, менять что-то на этих территориях вы не сможете.

Кузнецов: Если земля будет развиваться и если она находится на территории Москвы, если она федеральная, конечно же, такие вопросы с городом увязываются.

Казнин: «ЗИЛ» будет что-то делать?

Кузнецов: «ЗИЛ» делаться будет, это один из центральных проектов. Я перед вами был у Сергея Семеновича с этим вопросом. «ЗИЛ» будет развиваться, концепироваться, выводиться под инвест-контракты. Там будет создаваться многофункциональная зона, как я уже сказал, по тому принципу, который теперь как идея в городе будет развиваться, то есть это смесь и жилых, и общественных, и офисных функций, и развлекательных. Этот полуостров будет показательным районом для города, как нужно строить градполитику на отдельно взятой территории.

Арно: Кто будет проектировать новые объекты? Будете ли вы привлекать зарубежных специалистов, или наши российские архитекторы?

Кузнецов: Наша цель – вырастить массовое поколение хороших архитектурных наших отечественных офисов. Но так как их пока объективно не хватает, я не против привлекать иностранный опыт, но уверен, что он должен привлекаться только в той степени, которая позволит взаимодействовать и выращивать новых хороших звездных российских ребят, которых будет со временем не как сегодня – полтора десятка – а десятки, может быть, сотни в одной только Москве.

Другие выпуски