Глава «Наблюдателей Петербурга»: «Такими темпами к выборам президента у нас будут результаты в 99%»

15/09/2014 - 13:40 (по МСК)

На одном из участков для голосования в Петербурге произошло столкновение между членами организации «Наблюдатели Петербурга» и неизвестными мужчинами.

Наблюдатели вызвали полицию, обнаружив в филиале поликлиники, где находился участок, урну для выездного голосования, которая там оказалась по непонятным причинам. Причем в самой урне было несколько десятков бюллетеней, а по спискам – больше ста. После отъезда полицейских, которые ничего не предприняли, на участке появились неизвестные молодые люди, которые потребовали отдать им и урны, и списки. После чего завязалась драка.

Итоги выборов в Петербурге обсудили с руководителем ассоциации «Наблюдатели Петербурга» Александрой Крыленковой.

Лобков: Как я понимаю, это не первый подобный случай, может быть, завершающий, замыкающий целую череду полукриминальных инцидентов, которые сопровождали и процедуру сдачи подписей кандидатов в губернаторы, и муниципальных депутатов, это событие рядовое для Питера теперь, как я понимаю.

Крыленкова: Как ни печально, но похоже на то. Конечно, все случаи уникальны, и это все время производят разные люди. Но в целом можно сказать, что это вошло в привычку наших выборов.

Лобков: А удалось ли установить, что это были за люди, что это была за урна? И вообще мне не очень понятно: когда результаты выборов настолько предсказуемы, когда счет приближается к туркменскому или северо-карельскому почти во всех областях и даже в вольнодумном Петербурге, зачем еще и подкидывать?

Крыленкова: Видимо, от страха. У меня такое ощущение, что они очень боялись, что вдруг все собранные бюджетники проголосуют не так, надо же еще как-то проконтролировать. Еще очень боялись явки. Насколько я понимаю, она, по крайней мере, на всех инструктажах председателем комиссии рекомендовалось так зазывать избирателей, чтобы было не менее 30% явки.

Лобков: 39,12%, по последним данным городского избиркома.

Крыленкова: Совершенно верно. И это после всех усилий.

Лобков: Это много. Я, честно говоря, думал, что в Питере после того, как сняли Дмитриеву с выборов, будет 15-20%, не больше.

Крыленкова: Реально так и есть, 10-15% я бы даже сказала в течение дня голосования. Все остальное – это мобилизация бюджетников на досрочные.

Лобков: Сыграли свою роль так называемые «апельсинчики на колесах», эти желтые автобусы, которые рекламировались властями? Они должны были подвозить кого-то к избирательным участкам, кто не может сам дойти.

Крыленкова: Я не думаю, что это было как-то… В день голосования уже явка была достаточно низкая, за исключением аномальных выездных голосований, одну из которых поймали, та история, что вы только что рассказали.

Лобков: А в муниципальные выборы попал кто-то из оппозиционеров или полуоппозиционеров, системных оппозиционеров?

Крыленкова: Насколько я понимаю, сейчас еще не полностью подсчитано, муниципальные считались после губернаторских. Кто-то да, но я точно не могу сейчас вам ответить.

Лобков: До выборов была такая инициатива в Питере не ходить, забирать бюллетени, всячески снижать явку. Именно с этим боролись городские власти, правильно ли я понимаю?

Крыленкова: Я думаю, что нет. Я думаю, что боролись с недействительными бюллетенями, с бюллетенями, на которых что-то написано в клеточках и так далее. Боролись, судя по всему, не зря. Я знаю несколько участков, где было до 10% недействительных бюллетеней

Лобков: То есть какие-то локальные акции протеста на коленях все-таки были?

Крыленкова: Думаю, да.

Лобков: Здесь же есть такая интересная коллизия. Владимир Владимирович Путин в 2012 году победил так же в первом туре, но с рейтингом 64%. Сейчас огромное количество губернаторов получает 80 и 90%. Учитывая виртуальный характер всего, что происходит в российской политике, многие губернаторы получают больше, чем Путин. И в администрации президента могут забеспокоиться – как же так, губернаторам доверяют больше, чем президенту. Слишком высокий рейтинг – не опасно ли это?

Крыленкова: В администрации президента уже заявили, что это показатель рейтинга доверия президенту, потому что всех этих губернаторов назначал президент. Но время не стоит на месте, к моменту выборов президента у нас будут результаты исключительно по 99% такими темпами.

Лобков: Путин набрал на последних выборах 58% голосов петербуржцев, а Полтавченко набрал 80% практически. Александра, а говорит ли это о том, что оппозиции пора, что называется, ехать на огороды и копать картошку, что любые действия сейчас бессмысленны на волне патриотического энтузиазма – «Крым наш» и так далее?

Крыленкова: Мне трудно давать какие-то рекомендации политикам. Мое дело – общественная и гражданская деятельность. По крайней мере, наша деятельность точно не бессмысленна, потому что если бы не мы, не наблюдатели, которые подвергались, в том числе, опасности быть избитыми, вообще угроза жизни была одной из популярных обращений в нашу горячую линию. Если бы не все эти люди, то мы бы сегодня не знали, что это такое, что такое эти выборы, что они из себя представляют.

Лобков: А будет ли отчет какой-то опубликован? И были ли вообще факты фальсификации, вбросы, карусели и другие традиционные способы повышения рейтинга действующей власти, при условии, что люди и так неплохо голосовали?

Крыленкова: Да, конечно. Несмотря на то, что люди и так неплохо голосовали, были и переписывания протоколов, и убегания председателей с протоколами без выдачи копии, и то же самое аномальное выездное голосование.

Лобков: Как я понимаю, досрочное голосование составило около 6%.

Крыленкова: Да, от общего числа избирателей. Если у нас явка чуть меньше половины, то смело умножайте на два.

Лобков: А выездное голосование, там тоже наблюдалось аномальное количество заболеваний, люди не могли выйти из дома, к ним приезжали с урнами и с галочками уже проставленными?

Крыленкова: На выездном голосовании было все куда проще: комиссия убегала вместе с урной и возвращалась со 150 бюллетенями в урне и аккуратно проставленными подписями и галочками на нужных местах.

Лобков: То есть даже непонятно, где они были при этом?

Крыленкова: Единственный раз, когда их удалось поймать, это та история с подстанцией скорой помощи.

Лобков: То есть там вообще непонятно, кто эти галочки ставил?

Крыленкова: Да, совершенно верно.

Лобков: Также, насколько я понимаю, на нескольких участках сброшюрованные были книги избирателей, то есть можно было несколько листов туда и дописать с какими-то избирателями, которые могли быть приписаны совсем к другому округу.

Крыленкова: Да, конечно, люди голосовали по три раза: два раза в вышестоящей комиссии, потом один раз на участке. В общем, много было интересного, и главное, что совершенно невозможно это отделить от того, как реально люди хотели проголосовать.

Лобков: Александра, а руки опускаются после этого? Ведь очень нескоро в Петербурге будут выборы какие-либо.

Крыленкова: И довольно давно их не было. Если то, чем мы занимаемся, не делать, то их не будет точно никогда, и к следующим выборам мы придем к 99%, и все будут верить, что, как в Крыму, люди голосуют в едином порыве, и абсолютно точно все 99% хотят одного и того же. 

Фото: РИА Новости. На фото: курсанты Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О.Макарова голосуют на досрочных выборах губернатора Приморского края и дополнительных выборов депутата законодательного собрания на избирательном участке № 724 во Владивостоке.

Другие выпуски