Глава фонда Литвиненко: подозрительно, что об отравлении Арафата заявил арабский телеканал, а не сами исследователи или британская Guardian

07/11/2013 - 17:11 (по МСК) Юлия Таратута

Микробиолог и глава фонда Литвиненко в Лондоне Александр Гольдфарб объяснил Юлии Таратуте, почему он сомневается в отравлении полонием Ясира Арафата и чем сомнительны заявления об этом.

Таратута: Скажите, что-то вызвало у вас вопросы в предварительных результатах экспертизы?

Гольдфарб: У меня множество вопросов, потому что нет данных. Речь идет о том, что якобы какие-то швейцарские ученые из определенного института провели экспертизу. И об этом сообщили почему-то не сами ученые эти, а вдова Арафата и арабский телеканал. Во-вторых, сами данные неизвестны, те данные, которые были опубликованы некоторое время назад в международном медицинском журнале The Lancet швейцарцами, показывает, что количество полония еле-еле превышало фон. Они сами с достоверностью не могут утверждать, что фон был действительно оправдан полонием.

Таратута: Действительно, полоний может образовываться природным путем, то есть необязательно человека травить для того, чтобы была найдена какая-то доза полония?

Гольдфарб: Полоний не может образовываться природным путем.

Таратута: Это цитата.

Гольдфарб: Может организовываться природным путем, но не в таких количествах, которое, как они утверждают, там было обнаружено. Безусловно, если он был обнаружен, то он туда попал из какого-то искусственного источника. Другое дело, что такие дозы, которые они обнаружили, можно купить в интернете за 30 долларов без лицензии. Они используются в курсах школьной физики и в ВУЗах в качестве учебного пособия.

Таратута: С другой стороны, тут возникает обывательский вопрос: если кто-то, и правда, решил поместить полоний в зону существования Ясира Арафата, то странно помещать такую микроскопическую дозу. Тут какая-то причинно-следственная связь сложная.

Гольдфарб: Дело в том, что прошло столько лет, что если Арафат действительно был отравлен полонием, полураспад полония – около полутора месяцев, соответственно, с тех пор он должен был распасться, и должны были остаться его следы, если верить этой версии. Но в этом же заключается сложность, потому что в случае с Литвиненко полоний был найден в дозах, в миллион раз превышающих то, что было найдено у Ясира Арафата. Если сейчас исследовать материалы дела, которые остались после Литвиненко, то там было бы, наверное, не так уж и много, это нужно посчитать. Для этого как раз нужны данные. Те дозы, которые они там обнаружили, должны быть экстраполированы к тому, что было 8 лет назад, когда Арафат погиб. Но главное не в этом, главное в том, что должна соответствовать версия о его убийстве от радиоактивности и медицинскими данными. Врачи, которые его лечили во французской клинике, почему-то молчат. Было бы интересно услышать от них, соответствует ли картина…

Таратута: Да-да. Как раз очень интересно было бы узнать, какие медицинские синдромы сопутствуют отравлению полонием.

Гольдфарб: Медицинские синдромы, которые сопутствуют смерти от радиоактивного отравления, все одни и те же, как у жертв Чернобыля, а именно: выпадение волос и полный развал иммунной системы. Насколько я помню, у Арафата ничего подобного не было – это раз. Второе – это то, что как сами швейцарские ученые указывают в опубликованной части доклада, они не могут быть уверены, что полоний не попал в материалы, которые им предоставили после того, как Арафат погиб. Я думаю, что до тех пор, пока не будут опубликованы все данные, не будут опубликованы ответственными источниками такими, как серьезная международная пресса. Почему бы им туда не пригласить The Guardian или французскую какую-то газету, а не выдавать это через канал «Аль-Арабия»? До тех пор, пока лечившие Арафата, не подтвердят это, я буду сильно в этом сомневаться, тем более, что есть масса заинтересованных сторон, которые хотели бы, чтобы Арафат был отправлен полонием.

Другие выпуски