ГИБДД, водители, автошколы: кто выиграет от ужесточения экзаменов на ПДД?

11/08/2012 - 19:19 (по МСК)

С президентом Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяной Шутылевой обсудили ужесточения экзаменов на водительские права, которые вступят в силу с февраля 2013 года.

Лиманова: Давайте сначала уточним, что поменяется?

Шутылева: Давайте обо всем немножечко по-порядочку. Действительно, на сайте МВД в проектах нормативных актов появился приказ министра о введении с 1-го февраля нового административного регламента. Административный регламент содержит кроме самого регламента еще новую методику приема экзаменов, наверное, которая всех сейчас и волнует больше всего.

Что нового в методике? Как известно, у нас экзамен состоит из теоретического этапа и 2-х этапов практики: площадка и город. Значит, теоретический экзамен меняется в сторону, действительно, усиления требований кандидату-водителю: если сейчас можно из 20-ти вопросов на экзамене сделать 2 ошибки, и экзамен считается сдан, то новая методика говорит о том, что при одной ошибке появляется 5 дополнительных вопросов, и там уже нельзя сделать ошибок, и при 2-й ошибке - также блок из 5-ти дополнительных вопросов. То есть всего 30 вопросов, если экзаменуемый совершает 2 ошибки.

Практический экзамен: давайте посмотрим, что здесь меняется? Меняется кардинальным образом площадка. Если у нас сейчас 3 упражнения из 5-ти мы сдаем, то сейчас в новой методике предполагается 4 упражнения, и они все обязательные, при этом вводятся автодромы автоматизированные, либо предполагается, что неавтоматизированные будут, то есть там, где они есть, по ходу, наверное, будет возможность сдать на автоматизированном автодроме, там, где их еще не построили, это будет просто на автодроме. Упражнения 4, и требования к транспортным средствам, которые должны быть оборудованы обязательно аппаратно-программным комплексом аудио-видеонаблюдения. То есть весь экзамен будет проходить под камерами, это 4 камеры, установленных в транспортном средстве. Вот таким образом.

Лиманова: А экзамены сдаются на автомобилях автошкол?

Шутылева: Здесь вы задаете, наверное, самый интересный вопрос, который сейчас волнует все автошколы. Я взяла с собой первоисточник – документ, и здесь мы видим, ну, скажем так, некоторое лукавство, что ли, если можно так выразиться. С одной стороны, в регламенте написано, что экзамен осуществляется на базе экзаменационных подразделений территориальных органов внутренних дел и для получения государственной услуги не требуется обращаться в иные организации. С другой стороны, чуть-чуть дальше по тексту прописывается, что экзаменуемый по своему выбору может использовать либо учебное транспортное средство, на котором он проходил обучение, либо машину Госавтоинспекции. И здесь возникает вопрос, безусловно: каким образом…

Лиманова: То есть вы должны оснастить тогда аппаратурой?

Шутылева: Вы уловили тот момент. С учетом, что, в общем, достаточно дорогостоящее оборудование, не ляжет ли на плечи автошкол вот это требование оснастить экзаменационные машины?

Лиманова: Я читала, что автошколы как раз выступили чуть ли инициаторами ужесточения правил, во всяком случае они приветствуют это. Зачем вам это нужно?

Шутылева: Вы понимаете, здесь речь идет о том, что, безусловно, тот градус аварийности, который мы имеем сейчас, та гибель людей и рост среди начинающих водителей аварийности и так далее, безусловно, необходимо было пересматривать эти документы, ведь мы имеем дело с документами 2001-го года. Столько лет уже все действует без изменений, а жизнь-то меняется. И растет процент автомобилизации.

Лиманова: Может, просто лучше готовить учеников?

Шутылева: Давайте эти проблемы разделим. Есть организации, которые готовят, - это автошколы, безусловно, и есть экзамен, который должен проверить – как прошла эта подготовка, насколько качественного водителя мы выпустим с вами на дороги? Во всех странах, безусловно, эта планка высока, особенно европейский опыт мы изучали.

Лиманова: Кстати, если сравнивать с Европой, у нас лояльные правила?

Шутылева: Я вам скажу очень просто, я вам скажу о новой методике то, что, безусловно, теория усилилась, усилился первый этап. А вот город, там, где надо проверить реальные навыки управления: в потоке, в интенсивных условиях движения, в Европе есть - и в ночное время суток проверяют эти умения водителя, то вот город как раз остался менее всего тронутым в новой методике, а мы-то как раз говорили, просили МВД и тех разработчиков, мы их прекрасно знаем, взаимодействуем с ними, о том, чтобы именно город бы был кардинально пересмотрен. Потому что возьмите все самые страшные ДТП, конечно, они происходят ни при парковке, ни при развороте в узком пространстве, они происходят на трассах, они происходят в интенсивном потоке.

Лиманова: Но ведь можно будет еще вносить какие-то изменения, времени еще вагон?

Шутылева: Безусловно, да. Поскольку он вывешен именно для общественной экспертизы, мы сейчас разослали этот документ по Всероссийскому общественному совету экспертному, у нас есть такое объединение. И к понедельнику-вторнику где-то ждем такие предложения, пожелания и будем выходить, конечно, в МВД с этими предложениями.

Лиманова: У меня последний вопрос. По новым правилам оплачивать экзамен в автошколах теперь нельзя будет. Как я понимаю, мера антикоррупционная, потому что вы не будете отрицать, что за деньги можно было во многих автошколах обеспечить себе сдачу экзамена. Кто теперь будет у кассы? И как в ассоциации отнеслись к тому, что отобрали у вас кассу?

Шутылева: Здесь надо некоторые пояснения сделать. Безусловно, в новом регламенте полностью развязано вот это взаимодействие автошкол и ГИБДД. Экзамен будет приниматься только у заявителя, там предложена электронная очередь, через единый портал и так далее. То есть мы научили, а вы принимайте. При этом тот мостик, что я вначале озвучила, что учебное транспортное средство все-таки остается – здесь большой вопрос. И еще один вопрос, на который мы обратили особое внимание разработчиков: те, кто готовятся индивидуально, самоподготовка так называемая - то, что мы говорили сейчас и обсуждали на уровне Государственной думы и правительства, и в самом МВД, в Главном управлении ГИБДД, все-таки в новом документе опять же оставлена лазейка: если ученик автошколы должен принести подтверждение - где он учился, и прописана процедура взаимодействия ГАИ с лицензионными органами, что у этой школы была лицензия, что она имела право учить, что у нее есть для этого все разрешительные нормы, то тот, кто готовился, грубо, может быть, скажу, не понятно где, не понятно с кем, опять не предоставляет никаких документов. То есть получается, разные требования к кандидатам-водителям. И это целая отдельная проблема, наверное, вот этого документа.

Также по теме
    Другие выпуски