Герман Греф о ректоре РГТЭУ Сергее Бабурине: он слишком мягкий для политики

26/12/2012 - 21:59 (по МСК) Павел Лобков, Татьяна Арно

Бастующие студенты РГТЭУ обратились сегодня к президенту и патриарху с просьбой заступиться за их вуз. В патриархии уже ответили – в дела светской власти вмешиваться не собираются. Президент молчит. Вместо него выступил министр образования Дмитрий Ливанов.

По его словам, слияние вузов будет продолжено несмотря на выступления студентов. Вчера замминистра назвал конфликт в вузе политическим. А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил, что за восстанием студентов стоит Сергей Бабурин. Наш коллега Илья Васюнин   пытался понять, зачем ему это нужно.

Васюнин:  Знакома ситуация Сергею Бабурину. В его жизни уже было такое. В 1987 году он стал замдеканом на юрфаке Омского университета, который заканчивал потом и занял пост декана. В 1990-м Бабурин становится депутатом, причем оппозиционным. Политическая карьера народного депутата РСФСР Сергея Бабурина приводит его в 1993 году в Белый дом.

Герман Греф, экс-помощник кандидаты в депутаты Бабурина: Я скорблю за Россию.

Эти кадры, которые мы видим, - съемка 4 октября, когда защитники Белого дома были повержены. Сергей Филатов, глава администрации президента при Борисе Ельцине, внимательно следил за карьерой Бабурина. Говорит, что тот оппозиционер и бунтарь, возможно, именно эти свойства помешали ему сыграть одну из главных ролей в конфликте октября 1993-го.

Сергей Филатов, руководитель администрации президента в 1993-1996 гг.: В такой борьбе с Шахраем, скорее всего, выработалась привычка всему возражать. Это было очень заметно. И не только для меня, для всех остальных. Потому что, может, именно поэтому он не стал востребованным в тот момент, когда нужно было активно проявить себя как конструктивного человека.

Нам удалось обнаружить  редкое интервью, касающееся Сергея Бабурина. Вот, что говорит о его карьере бывший помощник в тот момент, когда он был кандидатом в депутаты Верховного совета РСФСР, тоже выпускник Омского университета Герман Греф.

Герман Греф, экс-помощник кандидаты в депутаты Бабурина: Мне жалко, что он пошел в политику, потому что это требует огромных усилий – эмоциональных и личностных. Может, где-то его взлеты и падения в политике связаны с тем, что он, может быть, немножко чуть более порядочный, чем нужно.

Тем не менее, Греф уверен, что Сергей Бабурин прожил богатую политическую жизнь. И нынешнюю ситуацию многие тоже воспринимают как политическую. Об этом заявил вчера заместитель министра образования Александр Климов. Его накануне не пустили в ректорат. Сегодня студенты выстроили баррикады уже не только на входе в кабинет Бабурина, но  и у дверей университета. Многие уверены, что за восстанием стоит именно ректор. Более того, многие подозревают, что конфликт носит идеологический характер.

Сергей Марков, политолог, проректор Плехановской Академии: Это, скорее, конфликт между двумя группами чиновников – чиновниками министерства образования и чиновниками РГТУ во главе с Сергеем Николаевичем Бабуриным. Сергей Николаевич – человек политической ориентации, был и остается. Он собрал такую команду. И они опасаются, что чужими руками их идеологические противники, либералы, пытаются их ликвидировать. Думаю, что опасения напрасны и беспочвенны. Возможность людям социально-политической ориентации будет полностью предоставлена работа, как людям с либеральной ориентацией и всеми другими.

Сам Сергей Бабурин находится на больничном, связь с восставшими держи по телефону. Политическую подоплеку конфликта он отвергает.

У нас в студии декан юридического факультета РГТУ Олег Сауляк.

Лобков: Вы к какому лагерю принадлежите: к тем, кто поддерживает студентов, или тем, кто согласился на слияние с Плехановской Академией?

Сауляк: Думаю, что ситуация, в которой кто-то согласился на слияние с университетом имени Плеханова, несколько надумана. И студенческий коллектив, и профессорско-преподавательский корпус, и административный персонал университета – все выступают за то, что отстоять будущую самостоятельную жизнь университета именно как высшего учебного заведения, успешно работающего на рынке образовательных услуг.

Лобков: По поводу успешности есть разные мнения. Сегодня еще раз Дмитрий Ливанов сказал, что по критериям министерства образования мало научных работ, инфраструктурных проектов. Как вы это прокомментируете? Почему Ливанов настроен объединить вас с Плехановским университетом?

Сауляк: Чтобы зрители могли понять, какой из этих двух вузов является более эффективным. Вчера на сайте РГТУ была вывешена сравнительная информация, позволяющая сравнить научные потенциалы РГТУ и университета имени Плеханова. Могу сказать, что по большинству показателей университет имеет более славную историю и более высокие качественные показатели. Те, кто желает в этом убедиться, может зайти на страницу РГТУ. Я приведу такое сравнение: у нас 80 тыс. студентов, а в университете имени Плеханова – раз в пять меньше.

Лобков: Может, от этого финансирование как-то зависит?

Сауляк: Могу сказать, что алгоритм мониторинга, который был задуман и предложен министерством, чтобы определять критерии эффективности вузов, противоречит требованиям закона. К сожалению, на юридическую сторону мало кто из представителей общественности уделяет внимание. Сегодня противостояние РГТУ и министерства образования часто видится, как некий праздник непослушания. На самом деле на законодательном уровне есть два критерия, которые определены и позволяют вузам сегодня вести образовательную деятельность. Это показатель лицензирования и госаккредитации. Если вуз прошел успешно эти два барьера, он с полной уверенностью может реализовывать образовательные программы в течение того срока, который определен госаккредитацией. А министрество, вопреки требованиям закона, поскольку в законодательстве нет понятия эффективный или неэффективный вуз, ввело дополнительную группу критериев, надуманных, взятых с потолка. Оцените такой показатель, как образовательная деятельность вуза, которая оценивается по среднему балу ЕГ вчерашнего школьник, сегодня принятого на очную форму обучения. К образовательной деятельности вуза этот показатель не имеет никакого отношения.

Лобков: К востребованности имеет.

Сауляк: В данному случае она определяет востребованность, скорее, специальности и востребованность вуза. Деятельность кулинара оценивают не потому, какую муку он замешивает в яблочный пирог, и какие ингредиенты закладывает в миску, чтобы изготовить тесто, а по конечному продукту, который выходит, и будет ли кто-то этот яблочный пирог есть.

Лобков: Какова средняя зарплата выпускников вашего вуза через три года после окончания университета по сравнению с другими университетами подобного профиля? Есть у вас такие данные?

Сауляк: Средний уровень зарплаты юристов – от 60 тыс. рублей и выше. Если сравнить юридические факультеты РГТУ и Экономического университета: у нас работают 42 доктора юридических наук, из них 29 штатных. 47 кандидатов юридических наук, 6 заслуженных юристов РФ, 2 заслуженных деятеля науки. 7 специализированных кафедр занимается подготовкой будущих высокопрофессиональных юристов. В университете имени Плеханова всего 3 специализированные кафедры, при этом один штатный доктор юридических наук. Сравните потенциал. Если у нас работают судьи Конституционного суда в отставку, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, люди, имеющие колоссальный опыт работы в высших учебных заведениях, учитель двух последних президентов.

Арно: На войне все средства хороши, но зачем надо было писать письмо патриарху?

Сауляк: Обратите внимание, что религиозные организации, в том числе Русская православная церковь – институт гражданского общества. Мы защищаем свои права, это не противостояние или выход за пределы закона. Ситуация абсолютно законна. Обращение к РПЦ как к институту гражданского общества призвана привлечь внимание общественности к той «реформе» высшей профессиональной школы, которая является губительной для российского образования.

Арно: Видите, они не все дела готовы вмешиваться.

Сауляк: Патриархия вмешалась в «закон Димы Яковлева», закон в сфере госполитики. Тем не менее, патриархия считает возможным давать оценки и объективные комментарии.

Арно: Какой ваш вариант развития событий? Что случится до Нового года?

Сауляк: Наш вариант следующий: мы играем абсолютно в рамках правового поля. Сейчас СМИ пестрят заголовками о том, что происходит забастовка. На самом деле никакой забастовки нет, есть протестные акции, которые коренным образом отличаются от забастовки, когда члены трудового коллектива прекращают выполнение своих обязанностей. В вузе идет нормальный учебный процесс. Мы готовы играть в рамках правового поля и свои претензии обосновали их в исках, которые адресованы в судебные инстанции. Мы готовы подчиниться решению президента и решениям судебных инстанций.

Лобков: А почему вы не хотите подчиниться решению министерства образования и считаете, что вправе это делать, несмотря на то, что министерство является вашим учредителем?

Сауляк: Как раз приказ министерства образования о реорганизации двух вузов, издан с нарушением требований закона. Решение о реорганизации путем их слияния принимается не министром образования, не приказом министрам, а распоряжением правительства РФ. В прошлую пятницу вопреки требованиям закона, с нарушением компетенции был издан такой приказ о реорганизации. Более того, по процедуре подобные решения по реорганизации путем слияния, предполагает согласование с министерством финансов, министерством экономического развития и торговли.

Лобков: Если Медведев скажет, то вы подчинитесь?

Сауляк: Такая процедура должна быть выполнения в строгом соответствии с требованиями закона. Мы обратились и иском в суд, чтобы признать незаконный приказ. Дело находится в Арбитражном суде Москвы, ему присвоен номер, надеемся, что в ближайшее время будут приняты меры. Мы за мирное разрешение ситуации, в том числе вместе с исковым заявлением были поданы меры и по обеспечению иска.

Лобков: Финансовые потоки, как сказал Александр Климов, переведены в руки нового исполняющего обязанности ректора, вице-ректора Плехановского университета. Фактически на ваших счетах нет денег?

Сауляк: Думаю, что ситуация выглядит иначе. Сам министр образования несколько торопится, потому что приказ об увольнении ректора, который находится на больничном, распоряжением учредителя невозможно. До того времени, пока он имеет листок временной нетрудоспособности сохраняет свои полномочия и проректорский корпус. Сегодня ученый совет университета принял решение о том, чтобы подчиняться администрации, которая действует на законных основаниях.

Другие выпуски