Георгий Мирский: "Со смертью Каддафи война в Ливии закончилась"

20/10/2011 - 21:49 (по МСК) Михаил Фишман, Ольга Писпанен
Будущее Ливии после смерти Каддафи обсудили с гостем студии - Георгием Мирским, главным научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений.

Каддафи мертв. Сейчас тело полковника находится в одной из мечетей города Мисурата. В ближайшие часы туда должен прибыть и глава Национального переходного совета Мустафа Абдельджалиль.

Из Ливии весь день приходили самые противоречивые данные о том, как был схвачен и убит Каддафи. Первой о том, что полковник ранен и схвачен во время боев за Сирт, написала газета "Гардиан" со ссылкой на собственные источники. После этого телеканал "Аль-Джазира" передал, что полковник ранен в обе ноги и живот. Затем некоторое время было непонятно, жив Каддафи или нет. Но в итоге оператора "Аль-Джазиры" пускают к телу полковника. И все мировые телеканалы передают видеозапись мертвого Каддафи.

Сейчас основная версия событий такая - во время штурма города Сирт Каддафи и его ближайшие соратники пытались бежать из города на машинах. Колонна попала под бомбежку НАТО, полковник был ранен, и сторонники спрятали его в бетонной трубе водостока на окраине Сирта. Поймали и его пресс-секретаря Муссу Ибрагима. Бежать удалось лишь одному из сыновей Каддафи Сейфу уль-Исламу.

Фишман: Как вы считаете, на этом война в Ливии закончилась?

Мирский: Да. Война закончилась, но ситуация будет сейчас напряженной, поскольку, как показывает опыт всей истории человечества с незапамятных времен, как только побеждают общего врага, победители немедленно расходятся, обращают оружие друг против друга. Да там уже схватка давно началась. Эти революции начинают одни люди, а перехватывают ее совсем другие. Начали кто? Начали молодые люди - адвокаты, учителя, врачи - молодая интеллигенция, как в Тунисе, Египте начали. А сейчас они где? Их оттерли постепенно. Сейчас, во-первых, исламисты появились, те, которые давно воевали с Каддафи. Знаете, сегодня одним из первых объявил о том, что он убит, это некто Бельхадж. Это человек, который по существу занимает должность чего-то вроде военного коменданта Триполи, примерно. Это боевик известный, связанный с Аль-Каидой, которого ловили. Был даже слух, что американцы его зачислили в число террористов и одно время даже выдали Каддафи. Вот он там был. Вот такие люди появились. Это совсем другой народ, берберы, которые вошли в Триполи, которым помогли, конечно, спецназовцы английские и французские, вот эти люди. И между ними начнется потом, между Кирена и Критополитанией давняя неприязнь. Киренаики всегда в черном теле, оттуда ведь и король Идрис был родом, которого сбросил. Так что у них зуб на него был, он держал эту часть страны в черном теле. Между ними противоречия, кто начал? Кто одержал победу? Масса вооруженных людей сейчас с автоматами. Куда их девать? Они только-только научились стрелять, эйфория такая. И, наконец, руководство, состоящее из эмигрантов, которому скажут переходить в переходный временный совет. Им ответят: «А вы кто такие? Мы тут страдали под гнетом тирана, а вы жили в Америке. Мы сделали свое дело. Уходите!». Так что в стране, где нет ни политических партий, никаких ассоциаций, клубов, ничего, кроме выжженного поля, все только начинается. Никакой политической деятельности под страхом смертной казни нельзя было проводить. Все с нуля. Плюс все эти племена, со своими очень сложными особыми отношениями. Одни были фаворитами при Каддафи, другие врагами. Кого-то покупали, кого-то расстреливали там. Все это держалось на каком-то балансе. Это он умел делать. А сейчас все заново. Ну и, наконец, надо начинать с нефти. С нефтью как раз легче будет, тут Запад быстро поможет, восстановит, начнет качать нефть. А вот когда начнутся все эти политические дрязги, не дай бог, неизвестно чем это все кончится.
Также по теме
    Другие выпуски