«Газпром» книжного рынка. Как слияние ЭКСМО и АСТ повлияет на читателей

24/12/2013 - 22:22 (по МСК) Мария Макеева, Михаил Зыгарь

В результате покупки издательством ЭКСМО издательства АСТ на рынке появился монополист, который будет издавать каждую пятую книгу в России. Как это отразится в целом на отрасли и в первую очередь на региональных рынках, куда не доходят мелкие столичные издательства, Марии Макеевой и Михаилу Зыгарю рассказал Алексей Ильин, основатель и генеральный директор издательства «Альпина Паблишер».

Зыгарь: Так это страшно, как рисуют в воображении журналисты?

Ильин: Я думаю, что это все не так страшно, как рисуют в воображении журналисты.

Макеева: Говори за себя. Мне вообще кажется не страшно то, что каждую пятую книжку будет издавать одно издательство. Ну, и что? Я как раз думала, что у нас гость будет взволнован.

Ильин: Я хочу сказать, что, наверное, больше, чем каждую пятую. Я оцениваю, что объединенная компания ЭКСМО и АСТ будет держать больше 30% рынка.

Зыгарь: И это совсем не страшно?

Ильин: 30% – это не 60%. И если всеми остальными занято 70%, то это не так плохо. Надо понимать контекст этого события. На самом деле эта сделка, по сути  дела, зародилась больше, чем год назад, и была вызвана одним простым фактом: что компания АСТ была на грани разорения.  Проблемы АСТ были вызваны простой вещью: они агрессивно оптимизировали налоги. По факту, уровень налогового бремени  у этой компании был радикально ниже, чем у всех издательств России. И в какой-то момент появились очень серьезные налоговые претензии со стороны налоговых органов к компании АСТ, и размер этих претензий превысил годовой оборот этой компании. Поэтому примерно год назад возникла альтернатива: либо компания АСТ просто станет банкротом, и на рынок выльется огромное количество остатков этой компании, книги будут распродаваться конкурсным управляющим, что для книжного рынка было бы, наверное, достаточно плохо.

Макеева: Почему?

Ильин: Потому что издательства продают книги по рыночным ценам, которые учитывают маржу, то, что нужно вкладывать деньги в развитие, а когда распродажа идет за любые деньги, то книги продавались бы по ценам ниже рыночных.

Макеева: А там такие объемы распродаж предвиделись, что это могло бы подорвать дела других издательств на какое-то время?

Ильин: Да. По крайней мере, устроило бы локальный хаос на рынке. Возможно, в дальнейшем для издательств стало бы легче, в какой-то момент эта волна бы схлынула, и одним конкурентом, крупнейшим игроком на рынке, стало бы легче. Мне как издателю, возможно, это было бы и хорошо. Но, с другой стороны, надо понимать, что все сотрудники АСТ (а это во многом высококвалифицированные кадры) оказались бы на улице.

Макеева: Вам было бы хорошо, вы могли бы нанять квалифицированные кадры по низким ценам.

Ильин: Да, но нам столько, наверное, не нужно. Нам нужно было бы тогда какие-то привлекать огромные кредиты, чтобы такой рывок делать на рынке. С другой стороны, конечно, мы бы поборолись бы за каких-нибудь топовых авторов и, возможно, какие-то топ-селлеры перекочевали бы к нам. Но получилось так, как получилось. Понятно, что ЭКСМО увидел возможность поглощения АСТ, купил компанию на грани краха. Естественно, думаю, что цена выгодная. И они надеются на то, что смогут встряхнуть грязь, переупаковать, наладить работу, и цена их актива резко вырастет.

Зыгарь: А прогноз, что теперь региональными рынками завладеет всецело новый гигант, и мелким издательствам туда доступа не будет?

Ильин: Думаю, что это не так. Во-первых, нужно учитывать, что речь идет о сделке по покупке издательства АСТ. Насколько мне известно, речь не идет о покупке сети «Буква», которому принадлежит АСТ. Это было за пределами этой сделки. По крайней мере, насколько мне это известно. Я могу сказать, что мне как издателю нет проблем добраться до регионов. Единственный ограничивающий фактор – это платежеспособность магазинов из регионов. Магазинов и людей, по сути. Готовы ли они платить деньги за книги. Мы поставляем и в магазины, которые принадлежат ЭКСМО, и в магазины, которые принадлежали АСТ, и по самым разным каналам. Ключевой канал сейчас для продаж книг в России – это интернет. Ozon является одним из ведущих игроков, объемы которого неуклонно растут, и другие магазины, которые продают через интернет, тоже увеличивают обороты. Именно этот сегмент является наиболее динамично развивающимся.

Макеева: Какие топовые авторы отошли ЭКСМО от АСТ. Возможно, они все равно будут иметь возможность изменить контракт, перейти в другое издательство, третье. Они же не прямо крепостные, прикованные к контракту, теперь достались только ЭКСМО. За кого бы могли бороться, например?

Ильин: Насколько мне известно, те топовые авторы, которые были в АСТ, там и остались. Потому что ЭКСМО вовремя подхватил падающего бойца. Из топовых авторов, которые приходят в голову, которые принадлежат АСТ – Дэн Браун. Это, конечно, топовый автор. Недавно вышла еще новая книга, которая стала одним из лидеров продаж. Но эти книги остаются в АСТ, и я могу сказать, что за таких авторов нашему издательству было бы сложно бороться, потому что размер авансов, авторских гонораров за таких авторов очень велики. Есть несколько десятков авторов, действительно топовых, за которых могут бороться только самые крупные игроки.

Другие выпуски