Ганнушкина о шпиономании власти: если повар не умеет готовить, его нужно менять

27/03/2013 - 21:33 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно

Шпионские игры прокуратуры. Поиски иностранных агентов среди правозащитных организаций   обрели космические масштабы. Проверки проходят по всей стране. А число организаций, которые подозревают в подрывании российской государственности, перевалило за сто.

Сегодня люди из Министерства юстиции, прокуратуры и налоговой службы пришли за очередными правозащитниками – это такие влиятельные центры, как Human Rights Watch, Transperensy international и комитет «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной. О приступе шпиономании – Ксения Батанова.

Вслед за Мемориалом, Amnesty International,  движением «За права человека» и Агорой  проверяющие пришли еще в три известные организации. 

В генпрокуратуре уверяют, что проверки Transparency и других организаций идут без нарушения законов: они плановые. Однако на сайте, Генпрокуратуры в разделе «сводный план проверок», не указано, что кого-то будут проверять. Сами правозащитники  недоумевают, зачем нужно требовать те же документы, которые они и так уже сдавали.

Елена Панфилова, Transparency International России: Каждый день происходит что-то нужное и важное для, вроде бы, государственной стратегии по противодействию коррупции, а вместо этого я буду ксерить налоговый отчет за 2010 год. Кому от этого лучше? Это дает какую-то пользу? Политически близорукое решение кидаться на общественные организации в такой момент. Набор документов ровно такой же, какой мы уже сдали на плановую проверку Минюста, он был проверен, они уточнили все заседания правления за 3 года, 12 протоколов были сданы, все сведения о командировках сотрудников. Они в отчетах отмечены, все поездки, финансовые документы, суточные. Ничего нового лично мы сказать им не можем.

Проверять правозащитников начали на прошлой неделе: сначала прогремела новость о том, что проверяют Мемориал, потом стало понятно, что за некоммерческие организации  взялись по всей стране. Позже Минюст заявил, что массовые проверки должны выявить "иностранных агентов".   Проверки прошли уже в более чем 20 регионах, и  Совет по правам человека при президенте даже обратился к генпрокурору Юрию Чайке. «Создается впечатление, что задачей проверок является найти у НКО хоть какие-нибудь нарушения: просроченный огнетушитель, отчет о командировке, подшитый не в ту папку». Впрочем, по мнению тех, кого сейчас проверяют, бесполезно взывать к Генпрокуратуре. Она таким образом пытается уменьшить недовольство президента неработающим законом об иностранных агентах.  

Сергей Никитин, глава Amnesty International Россия: Все помним, что в ноябре прошлого года были приняты поправки в закон, в простонародье он называется «закон об иностранных агентах». На сегодняшний день нет ни одной организации в реестре иностранных агентов. Об этом сообщил в свое время, когда организация «Щит и меч» попыталась себя туда вписать, им было отказано, министр юстиции Коновалов сказал, что не удастся, не пройдете. Причем закон был настолько плох, что Министерство юстиции не стало рисковать, ибо предвидело дальнейшее сражение в судах с теми, кто был бы насильно туда вписан. Это было высказано публично министром Коноваловым, и на это последовала реакция со стороны президента Российской Федерации, который на коллегии ФСБ сказал четко и однозначно: закон есть, и он должен работать. После этого мы все стали свидетелями внезапно проснувшегося интереса прокуратуры.

По какой бы причине сейчас ни проверяли некоммерческие организации, им от этого не легче: объем бумаг, который нужно скопировать и передать, парализует работу офиса и не дает заниматься своей правозащитной работой. Не исключено, что именно в этом и заключается главная цель массовых внеплановых проверок. По словам директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер – а их российский офис также сегодня проверяли – визиты в НКО нужно воспринимать только как давление на гражданское общество. Другие правозащитники, например, Светлана Ганнушкина, которая занимается проблемами беженцев и к которой тоже сегодня пришли, напоминает проверяющим, что к закону об иностранных агентах ее организация не имеет отношения.

Светлана Ганнушкина, глава Комитета Гражданское содействие: Политикой не занимаемся, мы эту кашу варить не готовы, но ту кашу, которой на кормят, мы не готовы есть. Мы хотим, чтобы каша была другой или повара сменили. Это не политика, это желание, чтобы политика была другой, но это значит, что мы сами у этой плиты хотим стоять. А занятие политикой – это стремление встать у руля. Мы у руля становиться не хотим, мы хотим, чтобы те, кому делегирована народом эта возможность, обязанность руководить государством, делали это так, чтобы страна не развалилась.

Иностранных агентов ищут среди более или менее известных организаций, которые не скрывают, где зарегистрирован головной офис и от кого они получают финансирование. При этом тех, кто не так открыт, проверки прокуратуры пока не касаются. Речь, например, идет о Международном общественном фонде "Экспериментальный творческий центр" Сергея Кургиняна –  одного из главных патриотов страны и борца с оранжевой угрозой.

Как выяснили блогеры, центр Кургиняна зарегистрирован на Кипре, в Ларнаке, на улице Лорда Байрона и Термопилона. По московскому адресу центра, на Садово-Кудринской, ответили, что Сергей Кургинян и его помощница сейчас не в Москве, поэтому прокомментировать эту информацию никто не сможет. Но никаких проверок у этой некоммерческой организации нет.

Другие выпуски