ФСКН позволил умирающей выйти из СИЗО, чтобы она не «сгнила заживо»

05/04/2013 - 21:46 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно
Тяжелобольную Маргариту Чарыкову сегодня освободили из СИЗО. За жизнь девушки развернулась нешуточная борьба, ее поддержали правозащитники, журналисты, десятки тысяч пользователей интернета со всего мира, которые подписали петицию на международном сайте.

Наконец, Страсбургский суд, который потребовал материалы дела.

Теперь врачам предстоит бороться за жизнь заключенной СИЗО «Печатники». В силу врожденного заболевания, она просто гнила заживо. Почему девушку не отпускали домой, несмотря на жуткие боли? Почему не оказывали ей медицинской помощи? И что с ней будет после трех месяцев без лечения? Выяснял Тимур Олевский.

Олевский: Маргарита Чарыкова прямо сейчас находится в клинике, ее мать Эрика Каминская отвезла дочь к врачам практически с порога СИЗО в Печатниках, потому что время не ждет, объяснила она по телефону, девушку надо спасать, и в таком состоянии ее мало куда хотят принимать, тем более, с подпиской о невыезде. Собственно Чарыкову, за которую вступились очень многие люди, фактически отпустили, адвокаты, с которыми мне удалось поговорить, считают, что следователи ФСКН поспешили снять с себя ответственность, из-за прямой угрозы жизни девушке. Когда адвокат Светлана Сидоркина впервые пришла к ней, на тот момент в больницу Матросской Тишины, у Маргариты уже больше месяца не было стула и она испытывала непреходящую боль.

Светлана Сидоркина, адвокат ассоциации Агора: Я каждое посещение к ней в СИЗО оформляла протокол, где записывала все ее жалобы. Самый первый и длинный протокол, когда я первый раз а ней приходила. Она мне сказала, я уже трое суток не сплю, пять дней не ела, потому что я боюсь есть, у меня все болит, я от боли думаю только о смерти, и меня останавливает только то, что мне жалко мою маму. У меня никак в голове не укладывалось, как и у многих журналистов, которые задают вопросы, как это так, человек в течение такого продолжительного времени не имеет нормального стула.

Маргарита Чарыкова проходит по делу о торговле наркотиками. Она родилась с врожденным заболеванием - отсутствием прямой кишки, за всю жизнь перенесла множество операций, чтобы жить полноценной жизнью. И кстати ей это удалось, последнее время она работала барменом, на жизнь зарабатывала самостоятельно, каждый месяц ездила на процедуры, но последнее время из за постоянных болей стала мешать обезболивающие лекарства с амфетамином, который покупала впрок, так дешевле. Это версия адвокатов. Человека, который фактически написал на нее заявление, его зовут Давил Миронов, сразу отпустили, и поэтому у защитников закралось сомнение, что он поучаствовал в провокации: все же потребление и распространение - статьи разного порядка. В итоге из СИЗО Чарыкова вышла, поправившись на 6 размеров с язвами кишечника и угрозой перитонита.

Светлана Сидоркина, адвокат ассоциации Агора: Она говорила, что в СИЗО №6 в принципе понимают, что состояние ее тяжелое и критическое, но не могут никак ей помочь. Начальник медицинской службы только сетовал, что бы сделать, чтобы как-то ей помочь. Каловые массы не могут самостоятельно выходить, поэтому ей нужно делать ежедневно клизму. Она так жила всю жизнь.

Кстати, ни одного проктолога или лицензии на лечение таких заболеваний в российских тюрьмах и изоляторах нет. Мать девушки утверждает, что при аресте из дома пропало 35 тысяч долларов, которые семья откладывала на спасительную операцию в Израиле, теперь об этом можно забыть, еще не ясно, каким будет приговор суда. При этом Европейский суд по правам человека оперативно прислал в Россию запрос с требованием сообщить о состоянии здоровья Чарыковой, только тогда ее отпустили. А раньше не могли, ведь ее заболевания нет в списке болезней, при которых человека надо отпускать на свободу. Этот список, принятый еще под патронатам Дмитрия Медведева, очень лукавый: он не людей спасает а позволяет правоохранительным органам вовремя избавляться от заключенного, который вот-вот должен умереть.

Анна Каретникова, правозащитник: Когда хочет, он к ней приходит, а может не приходить. У нас люди сидят месяцами, и с ними вообще никакие следственные действия не совершаются. В то же время существуют эти перечни, утвержденные Постановлением Правительства, заболеваний, которые препятствуют нахождению в СИЗО и отбывания наказания. К сожалению, туда входят только заболевания в терминальной стадии, то есть когда человек умирает, лечит его уже бесполезно.

Найдутся люди, которые конечно скажут, что раз у Маргариты Чарыковой дома был амфетамин, значит, сама виновата. Таких хочется предостеречь от лицемерия. На смерть ее никто не приговаривал, а за смерть Магнитского у нас, как известно, российских силовиков в Америку скоро пускать не будут. Мать Чарыковой утверждает, что они попытаются в ближайшее время сделать операцию, она будет бороться за жизнь дочери и благодарит всех, кто принял участие в судьбе ее ребенка. Это общественное мнение, по мнению матери, помогло освободить ее из московского СИЗО.

Другие выпуски