ФСБ обвиняет правозащитника в разглашении тайны следствия

10/07/2012 - 17:06 (по МСК) Ольга Шакина
Правозащитника Игоря Каляпина из Нижнего Новгорода пытаются привлечь к уголовной ответственности. Руководитель Комитета против пыток, который расследует дела о преступлениях полицейских в Чечне, может стать фигурантом дела о разглашении тайны следствия. Сам Каляпин считает, что его преследование организовано для того, чтобы развалить дело против сотрудников чеченского ОМОНа, которое он ведет в Грозном. 
Правозащитник Игорь Каляпин живет в Нижнем Новгороде, но часто выезжает в командировки в Грозный – там у Комитета против пыток есть несколько подзащитных, которые проходят по делам о похищении людей.
Дело на Каляпина потребовало возбудить управления ФСБ по Нижегородской области, но связано оно как раз с работой правозащитника в Чечне. По мнению оперативников ФСБ, Каляпин слишком много рассказывает журналистам о тех делах, которые он ведет. Дело в отношении него требуют завести по статье 310 – «разглашение тайны следствия».
Сам Игорь Каляпин рассказал ДОЖДЮ, какими именно делами занимается Комитет против пыток в Чечне.
Каляпин: Группа в Чечне занимается несколькими делами, связанными с похищениями людей в 2009 году. Все эти дела возбуждены либо по 126-й, либо по 105-й статье – «Похищение человека» либо «Убийство». Во всех этих делах люди исчезли после задержаний их сотрудниками милиции. Основная версия, которую следствие по всем делам прорабатывает, это похищение именно сотрудниками милиции.
Правозащитник уверен, что дело против него инициировали, чтобы развалить расследование в Чечне, причем одного конкретного уголовного дела. Речь идет об Исламе Умарпашаеве, которого в 2009 году похитили и четыре месяца продержали в подвале, где приковали наручниками. Умарпашаев, интересы которого на следствии Каляпин представляет сам, говорит, что похитителями были сотрудники Чеченского ОМОНа. Он дает показания, и следователи уже вскоре могут предъявить полицейским обвинения.
Правозащитник говорит, что дело Умарпашаева уникально тем, что потерпевший, во-первых, выжил, а во-вторых, готов дать показания по делу. Как правило, люди отказываются официально заявлять о преступлениях сотрудников правоохранительных органов в Чечне, предпочитая тихо уехать, если удалось выжить. При этом правозащитники считают случаи таких похищений массовыми.
По словам Каляпина, следователям Следственного комитета, которые работают по таким делам в Чечне, активно препятствует руководство полиции и местные власти. Кстати, интересно, что у следователя Игоря Соболя, который ведет дело Умарпашаева (он же расследует и дело об убийстве правозащитницы Натальи Эстемировой), претензий к правозащитнику нет, он его в разглашении материалов дела не обвинял.
Проверка, которую начали в отношении Каляпина, продлится 10 дней, затем будет принято решение, возбуждать уголовное дело или нет. 
Также по теме
    Другие выпуски