Фильм о Чернобыле — победитель Локарно

11/08/2012 - 19:27 (по МСК) Ольга Шакина

В швейцарском Локарно подходит к концу один из крупнейших международных кинофестивалей. Решение жюри объявит сегодня вечером. Среди фаворитов – украинская картина «Ядерные отходы». Кинообозреватель ДОЖДЯ Ольга Шакина посмотрела фильм, снятый в Чернобыле, и пообщалась с его автором.

Шакина: Конкурс короткометражного кино в Локарно не зря называется «Леопард будущего», здесь порой можно увидеть более экспериментальные работы, чем в 2-х основных конкурсных программах. И российского короткометражного фильма в этом году, к сожалению, здесь нет, а вот украинский есть, и он буквально на моих глазах сорвал довольно бурные зрительские аплодисменты. Возможно, из-за того, что там нет ни одного диалога, и поэтому проблем с пониманием реалий чужих не возникло, а, возможно, и потому, что страшилка о Чернобыле, в общем, известна каждому европейцу. Молчаливый герой работает на заводе по утилизации ядерных отходов, таких в Припяти несколько, перевозит отходы на грузовике на завод, моется в душе, ест в столовой и вяло занимается любовью с коллегой, работающей в цеху. После акта она запрокидывает ноги вверх, очевидно, хочет забеременеть. Уровень радиации в месте, который она выбрала для зачатия, ее ничуть не смущает. В Припяти сейчас работают около 7 тысяч человек, две через две недели, открыты магазины, ночные бары, где можно встретить европейских ученых, они исследуют местную флору и фауну. В месте, где почти 30 лет назад разыгралась одна из главных техногенных катастроф прошлого века, течет обычная жизнь, совсем не похожая на хорроры о чернобыльских мутантах, которые время от времени снимают в Голливуде.

Слабошпицкий: Я работал когда-то в МЧС, когда только закончил институт, это был 94-й, кажется, год, или 96-й, я много времени провел в Чернобыле, я был внутри самого саркофага, мы летали над Припятью, мы там были на могильниках, то есть фактически везде, поэтому я реально себе представлял – что там такое. Конечно, это не очень полезно там быть, но, с другой стороны, в общем, мы там были 3 дня, мы приезжали в 5 утра и уезжали за полночь, я думаю, что ничего страшного у нас…

Шакина: Ехать в Припять отказался всего один член группы – оператор: не пустила семья. Еще одна артистка отказалась от съемок из-за постельной сцены. Секс и радиация на Украине одинаково опасны, - резюмирует режиссер.

Актеры в фильме сплошь из академических театров. Чтобы они перестали водевильно наигрывать и стали похожими на обычных скучных людей, режиссер приложил немало усилий. Ну, и сцена с соитием, в общем, совершенно неслучайна.

Слабошпицкий: Люди, которые попадают вообще в зону, в принципе, это забавный такой контингент. Но если грубо, то это, знаете, как братство геологов, Визбора… Вот это какая-то такая прослойка общества, кто там был хоть один раз, его как бы это цепляет. Когда туда приезжает кто-то в командировку, там люди совершенно сходят с ума, потому что есть какое-то ощущение, что там нет советской власти, и вообще никакой. То есть ты попадаешь в какое-то другое государство, и, может, не в последнюю очередь это ассоциируется и с сексом в какой-то степени, я не знаю, там мужики вырываются из семей, выпивают, еще что-то.

Шакина: Рабочим названием фильма было «Лучшее место на земле». Возможно, режиссер Мирослав Слабошпицкий еще снимет на эту же тему большое полнометражное кино. 

Также по теме
    Другие выпуски