Евгений Финкельштейн: вопрос не в Мадонне и не в Леди Гаге. Пока мы разберемся в нашем законодательстве – не один концерт сорвется

01/08/2013 - 21:23 (по МСК) Михаил Зыгарь, Лика Кремер

Мадонна и Леди Гага незаконно проникли на территорию России с целью получения дохода. К такому выводу пришла генпрокуратура, изучившая запрос депутата питерского заксобрания Виталия Милонова. Именно он просил проверить легальность выступления певиц в Москве и Петербурге.

И как в воду глядел. Генпрокуратура обнаружила, что «обыкновенные гуманитарные визы использовались в целях осуществления коммерческой концертной деятельности на территории РФ, что типом виз с целью «культурные связи» не предусмотрено». Фактически, это означает, что нарушителями визового режима являются любые артисты, музыканты, спортсмены и преподаватели, которые приезжают в Россию, не имея рабочей визы, и получают гонорары за свои выступления.

Если следовать логике генпрокуратуры, преступниками являются, например, певцы Стинг и Андреа Бочелли, певица Тина Тернер и группа Deep Purple, которые выступали на последних юбилейных концертах компании «Газпром». Более того, правонарушение совершалось в присутствии Владимира Путина и Дмитрия Медведева. О том, как новый казус Милонова отразится на будущем российских гастролей зарубежных звезд – поговорили с Евгением Филькенштейном, президентом компании PMI – именно она организовала питерский концерт Мадонны.

Зыгарь: Есть ли реальная угроза, что теперь звезды не смогут получать российские визы после сегодняшнего письма Генпрокуратуры?

Финкельштейн: Я уже ничему не удивляюсь. Проблема в том, что люди, которые делают законы, должны думать и облегчать нам жизнь, а не усугублять ее. Мне было бы странно, что человек, который возглавляет комитет по законности, не понимал прекрасно: есть небольшое нарушение, но это нарушение не наше. Во всем мире существует такое понятие, как артистические и спортивные визы, которые выдаются быстро, в течение дня спортсменам или артистам. У нас этого понимания визы нет. Смешно, если МИД не знал, что Мадонна или все остальные звезды едут сюда с концертами? Все, безусловно, знали. Это и есть недоработка нашего законодательства и МИДа. Нужно принимать решения быстрее. И уже обращались не раз, помню, были передачи по ОРТ. Вопрос не в Мадонне и  не Леди Гаге, а в том, что это пиар-компания. До концерта Мадонны и Леди Гаги плохо понимал, что в Петербурге есть такой депутат, как Милонов, а сейчас это всемирная звезда. Но это не красит нашу страну. Прокуратура и МИД как-то отреагирует на это. Думаю, что ближайшие концерты, которые должны состояться сейчас, такие как Милен Фармер, Селены Гомез, могут быть сорваться. Потому что мы разберемся в нашем законодательстве (делать быстро мы ничего не умеем), пройдет не один день, неделя и даже месяц. Это плохой прецедент, попадут  не только артисты. Приезжают выставки, прокатчики фильмов, люди, которые читают лекции. Самая абсурдная ситуация – мы не можем получить международные рабочие визы, потому что мы не берем на работу этих людей. Приезжает с концертом 200-300 артистов, они меняются: сегодня выступает одна группа, затем другая. Мы должны доказать, почему мы их берем на работу, прийти по квотам, трудоустроить ли? Мне даже смешно. Мы заключаем между агентами контракт (артисты – юридическое лицо) на предоставление услуги. Я не могу взять Луизу Чикконе или Леди Гагу на работу. Это абсурд.

Зыгарь: При этом по тем визам, которые они получили, они не могли получать никакого дохода в России?

Финкельштейн: Это чистый бред. Мы платим налоги на доход 18% от суммы гонорара, который оплачивается в бюджет. Виза выдается во всем мире артистам бесплатно. Они приезжают сюда выступать. Если хотите сделать для артистов – проведите законодательно, дайте людям работать. Эта виза называется «по обмену опытом».

Кремер: Мне кажется, бесплатные визы выдаются, если в организации концерта участвует министерство культуры. А если это какой-то частный концерт, то за визу платят. За то время, что вы работаете, вы приглашали много артистов, вы никогда и никому не делали рабочую визу?

Финкельштейн: Никогда и никому. Даже нет такого понимания, что для артиста взять рабочую визу. Даже такой практики нет.

Зыгарь: Какие могут быть теперь применены санкции к артистам Мадонне и Леди Гаге за то, что они нарушили таким образом паспортный визовый режим? Их, видимо, больше не пустят в Россию?

Финкельштейн: Думаю, что не так им хотелось ездить. Уже полтора года прошло с ситуации с Мадонной, а мы до сих пор говорим об этом. Это смешно. Никаких виз не будет предоставлено – ни нам, ни им – это формальная часть, с которой должны были разобраться депутаты и МИД. Это давно направшивается. Тогда под срывом даже Олимпиада, потому что эти люди тоже приезжают сюда зарабатывать деньги.

Зыгарь: На Олимпиаду все-таки приезжают по олимпийским аккредитациям. Именно для Олимпиады вводится немного другой режим. Другое дело, что чемпионат мира по легкой атлетике, который пройдет в Москве совсем скоро – тут могут быть проблемы.

Финкельштейн: Тогда все должно быть отменено: и выставки, и прокаты, и балет, и цирк. Потому что мы должны трудоустраивать людей на работу. Мадонна должна показывать свой счет в банке, я должен доказывать, почему я хочу именно Мадонну привезти, а не Алену Апину, почему я не могу найти такого артиста здесь. Мало того, визы быстро меняются. Сегодня ты берешь одного человека на работу, делаешь приглашение. Завтра он едет в другую страну или болеет, и весь концерт срывается. Это абсурдная ситуация, которую пытаются нам предложить. Сначала МИД и Госдума должны разработать какие-то вещи, чтобы было понимание визы, как во всем мире существует. Если хотят обложить эти визы налогом – это право законодателей и МИДа. Вы просто дайте работать, не создавайте абсурдную ситуацию. Все пиарятся за счет Мадонны и Гаги.   

Другие выпуски