«Этот театр» находится очень близко к Кремлю. Шеф-редактор Colta.ru о том, почему в Большой было трудно найти стоящих дирижеров

21/01/2014 - 00:22 (по МСК) Дмитрий Казнин, Юлия Таратута

Большой театр назвал имя нового главного дирижера. После ухода Василия Синайского, почти два месяца должность музыкального руководителя театра оставалась вакантной. Сегодня гендиректор Большого Владимир Урин представил 36‑летнего Тугана Сохиева в качестве главного дирижера.

Екатерина Бирюкова – музыкальный критик, шеф‑редактор раздела «Академическая музыка» Colta.ru была у нас в гостях, с ней обсудили эту тему.

Казнин: Вы какой подтекст усматриваете в этом назначении?

Бирюкова: Я бы тут не стала искать каких-то сложных политических ходов. По-моему, в последнее время вообще висел вопрос, согласится ли кто-нибудь из стоящих дирижеров занять это непростое место. Это только для неподготовленного человека понятно, что это очень престижное место, и кажется венцом карьеры. Но  в данной ситуации это очень неудобное место, требует много работы, нервов, очень сложных взаимоотношений с публикой, властью и мировым сообществом. Это все равно визитная карточка театра. В общественном сознании главный дирижер Большого театра – это главный дирижер Большого театра…

Таратута: Скандалы вокруг Большого отвращают всех даже от таких позиций?

Бирюкова: Я думаю, если посмотреть внутрь музыкального мира, для дирижеров нового поколения, к которому принадлежит Сохиев и из которого, конечно, искали, это очень много головной боли и много работы. Я думаю, дело не в скандалах.

Таратута: Вы сами сказали о сложных отношениях с властью, в театре.

Бирюкова: Конечно, это театр, который очень близко находится от Кремля, на виду, который наше все, как Красная площадь сакральное место…

Таратута: И как чиновники активно принимают участие в его развитии.

Бирюкова: Иногда да, вдруг чиновник зайдет, вдруг какая-то слушательница неуравновешенная. В общем, это все накладывает… В общем, это очень непростой сейчас театр.

Таратута: Я верно понимаю, что плюсом нового дирижера и музыкального руководителя становится его возраст – ему 36 лет, а минусом – то, что он очень занят? Он пока не собирается менять свой график, а он таков, что он технически не сможет появляться на работе до сентября этого года.

Бирюкова: Если Большой театр хочет востребованного дирижера с хорошим реноме, то, естественно, он не сидит без дела все это время, а у него график в нынешней ситуации действительно на несколько лет вперед заполнен. Это такое плановое производство, в которое встроен весь мир и в которое пытается встроиться Большой театр.

Таратута: Получается, что Большой театр не получил главного дирижера, а получил имя главного дирижера, а руководить всем по-прежнему будет Владимир Урин.

Бирюкова: Безусловно, по крайне мере, на ближайшие полгода он получил имя плюс обещание, и со следующего года Сохиев должен как-то минимизировать свои… Видимо, переговоры господина Урина с господином Сохиевым привели к тому, что Сохиев решился минимизировать постепенно свои контракты на западе.

Казнин: А казалось бы, назначьте конкурс, будет три человека претендовать на эту должность, все открыто.

Бирюкова: Конечно, никакого конкурса нет. Это штучный товар. Пока господина Урина можно поздравить, потому что он получил очень достойный товар, причем он для этого довольно много поработал.

Таратута: Что сейчас происходит в Большом театре? Говорят, что Урин оказался человеком едва ли не более амбициозным, чем Иксанов, и он участвует в творческом процессе, готов все делать сам.

Бирюкова: Видимо, да, в нем есть такой огонь интенданта, азарт. Иксанов 13 лет руководил этой махиной, и за это время просто человек перемалывается. А Урин только начал, и у него глаза горят, он везде ходит, со всеми знакомится, общается.

Таратута: А скандальность побеждена, из-за которой чиновники так настаивали на смене руководства?

Бирюкова: Последний скандал был уход Синайского за две недели до премьеры. Но сейчас уже, мне кажется, все скандалы какие можно уже случились. У нас сейчас еще грядет довольно сложная премьера «Царской невесты» с Геннадием Николаевичем Рождественским, который тоже человек непростой. Пока я думаю, он постепенно будет входить в курс дела, и, конечно, как-то у них должен сложиться тандем. Урин и Сохиев на пресс-конференции указывали на то, что они почувствовали какое-то родство, несмотря на разницу в возрасте. 

Другие выпуски