«Этот поезд должен был отправиться на капитальный ремонт». Почему в московском метро произошла крупнейшая авария в истории

Здесь и сейчас
15 июля 2014
Поддержать программу
Поделиться

Комментарии

Скрыть

20 человек погибли, больше 100 ранены. В московском метро произошла крупнейшая авария в истории. Поезд сошел с рельсов между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы». Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал найти и наказать виновных в катастрофе. Представитель Следственного комитета Владимир Маркин пригрозил уголовными делами. Начальник подземки Иван Беседин в отпуске, но все-таки решил его прервать и летит домой. Глава метрополитена последним отреагировал на трагедию.

Официально подтверждена смерть 13 человек. Тела некоторых погибших до сих пор находятся в вестибюлях станций метро «Парк Победы» и «Славянский бульвар».130 человек ранены. Все они находятся в московских больницах. В основном это жители столичного региона, среди раненых есть также люди из Краснодарского края, Кировской области и Оренбурга. Все последние новости с места аварии узнали у корреспондента Дождя Семена Закружного.

***

Итак, давайте восстановим хронологию происшествия.

8:35 на перегоне между «Славянским бульваром» и «Парком Победы» на синей, Арбатско-Покровский ветке резко тормозит поезд. Три вагона современного типа «Русич» сходят с рельсов, пассажиры оказываются в плену.

8:39 первая информация о случившемся поступает в МЧС. В горячую линию позвонил один из пассажиров.

8:45 на место прибывают первые спасатели и пожарные, докладывают об обстановке, становится понятно, что авария – далеко не штатная. Сил спасателей не хватает.

9:13 в Instagramе появляется первая фотография из метро.


Фото: instagram.com/anastasha12

9:43 там же, в Instagramе появляется  первый снимок самого поезда.


Фото: instagram.com/piligrim8

9:54 в интернет выкладывают и первое видео из туннеля

10:18 к станциям «Парк Победы» и «Славянский бульвар» прибывают дополнительные силы скорой помощи и спасателей.

10:28 заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов говорит, что погибших в результате аварии нет.

11:00 становится известно о первых трех погибших. Тогда же первое заявление делает мэр города Сергей Собянин, который также приехал на место трагедии.

Несмотря на то, что президент Владимир Путин находится в Латинской Америке на саммите стран БРИКС,  он отреагировал на события в московском метро вслед за Собяниным. Около полудня пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков рассказал Дождю, что президент проинформирован, это было около шести утра по местному времени. А в районе пяти вечера Путин уже выразил глубокие соболезнования родственникам и близким погибших, заслушал доклад мэра Сергея Собянина о спасательной операции, и поручил главе Следственного комитета Александру Бастрыкину найти виновных.

Дмитрий Медведев первые заявления о трагедии сделал около часа дня, это случилось во время совещания о развитии образования. Премьер поручил российскому правительству помочь московским властям справиться с последствиями аварии. С самого утра журналисты ждали появления на месте трагедии и главы московского метрополитена Ивана Беседина, но ближе к полудню стало известно, что он в отпуске и не приедет. Только под вечер в пресс-службе подземки сообщили, что Беседин все же прервал каникулы и летит в Москву.

Именно после смены руководства в московской подземке об авариях в метро стали говорить чаще, но это пример скорее большей открытости ведомства и широкого распространения социальных сетей и твиттера. 

***

О причинах трагедии поговорили с Алексеем Вязовским, экспертом по транспортной инфраструктуре.

***

Если раньше о случаях задымления в метро узнавали по рассказам редких очевидцев. То теперь фотографии переполненных эскалаторов за пару минут набирают сотни перепостов в фэйсбуке. Самые громкие случаи аварий в московской подземке собрала Екатерина Курмышева.

Аварии в московском метро случались и раньше, причем в последние годы особенно часто. Если два года назад их было 22, то в прошлом уже больше 50. Еще около 30 произошло с начала 2014 года. 

На этом фото вы можете увидеть, где в этом и прошлом году происходили самые крупные технические ЧП в метро. 

Последнее серьезное ЧП произошло в 2013, 5 июня, тогда возле станции «Охотный ряд» в тоннеле произошел пожар, загорелся силовой кабель. И хотя потушили возгорание достаточно быстро, в тот день из московского метро были эвакуированы до пяти тысяч человек. За медицинской помощью обратились 47, семерых из них госпитализировали. 

21 марта этого года из за подтопления путей на участке Арбатско-Покровской ветки метрополитена было остановлено движение между станциями «Щелковская» и «Партизанская». Было эвакуировано около 600 человек, погиб сотрудник Мосводоканала. По предварительным данным, причиной аварии стало проведение ремонтных работ на поверхности, во время которых был поврежден водовод.

11 июня 2013 года из за поломки состава, который почти 50 минут простоял в тоннеле, произошел сбой в движении поездов от станции «Боровицкая» до станции «Нагорная» Серпуховско-Тимирязевской линии подземки. За помощью к медикам обратились 14 человек, девять были госпитализированы.

Еще 9 человек стали пострадавшими в результате остановки эскалатора на станции Комсомольская в апреле 2012 года.

В период с 2008 по 2011 годы, если верить статистике,  в метро произошло шесть крупных аварии. Однако уже тогда Московское межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора сообщило о вероятном увеличении количества аварий в московском метро.

Согласно данным 2008 года были выявлены 5000 нарушений промбезопасности и зарегистрировано 11 происшествий, из них два несчастных случая со смертельным исходом. Основными причинами всех внештатных ситуаций, по мнению Ростехнадзора, стало отсутствие четкого и конкретного инструктажа перед началом производства работ.

Сами аварии случались с периодичностью несколько раз в год. Например, пожар в тоннеле между станциями «Орехово» и «Царицыно» в 2011 году. Пожар тогда ликвидировали за час, пострадавших не было.

А годом раньше между станциями «Измайловская» и «Первомайская» упало дерево, движение приостановили, и пассажиры оказались заблокированы в вагонах поезда, поскольку он тогда находился на открытом перегоне. Ствол дерева распилили, пассажиров выпустили, никто не пострадал.

В этом же 2010 авария произошла на Арбатско-Покровской линии, там также как и сейчас сообщили о задымлении. Пассажиры двух поездов провели в перегонах сорок минут в тоннеле между станциями «Семёновская» и «Электрозаводская».  Эвакуировали около шестисот пассажиров, которые были вынуждены идти по путям до станции Семеновская.

Ну, и в этом же 2010 году, 29 марта на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры» произошли взрывы, как выяснилось после их произвели террористки смертницы, приехавшие в Москву на междугороднем автобусе. Число жертв: 41 человек, 73 госпитализированных и 88 раненых.

ЧП в московской подземке случались и раньше, но еще никогда при технических авариях не было столько жертв, сколько сейчас.

Еще в 1982 году на станции метро «Авиамоторная» сломался эскалатор, его лестничное полотно неожиданно стало ускоряться и за пару секунд развило скорость в 2,5 раза превышающую обычную. Около ста пассажиров тогда скатились вниз, восемь погибли, 30 были ранены.

Напомню, что еще в декабре 2013 года правительство Москвы объявило конкурс на 30-летнее (таков срок эксплуатации вагонов) обслуживание нового подвижного состава. Сумма контракта   140 миллиардов рублей. А за любые аварии и неисправности обязали взимать штрафы с обслуживающих компаний. Именно таким образом правительство надеялось сократить количество аварий в метро.

***

Пока о том, что именно стало причиной аварии говорить рано. Но следователи уже исключили версию теракта. Что случилось на перегоне «Славянский бульвар» - «Парк Победы» в полдевятого утра выясняла Ульяна Малашенко.

Торможение, а затем – удар. Так описывают очевидцы то, что происходило сегодня на перегоне Арбатско-Покровской линии в последние секунды перед катастрофой.  Первые три вагона на скорости 70 километров в час сошли с рельсов, один из вагонов буквально разорвало.

Сначала причиной случившегося глава пресс службы ГУ МЧС России по Москве Виктор Бирюков назвал падение напряжения на контактном рельсе, но затем от этой версии вроде бы отказались. Пути были исправны, а поезд  прошел все необходимые проверки, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Тем не менее, следователи все равно говорят о техногенной катастрофе, не исключена и неисправность самого вагона.

Пользователи соцсетей много писали о том, что сам этот перегон давно вызывал у них вопросы, а сотрудники метрополитена никак не реагировали на беспокойство пассажиров.

 Версию о неисправности тоннельного оборудования обсуждают и сами машинисты. Еще одна обсуждаемая версия связана с самим поездом.

На Арбатско-Покровской линии московского метрополитена используются поезда, которые состоят из вагонов  «Русич».  Эта модель выпускается «Метровагонмашем» с 2003 года.  Такие же поезда ездят в метро Казани и Софии. К числу преимуществ этого типа вагонов относят низкий уровень шума и плавный ход.  Это современные поезда с  электронным информационным табло и хорошей системой обогрева и кондиционирования, потому что «Русичи» создавались специально для эксплуатации на открытых участках.

Правда, у модели есть и недостатки. Зимой 2004 в вагонах этой модели часто отказывало пневматическое электрическое тормозное оборудование, потом вроде бы эту проблему решили. Однако она была не единственной. Среди недостатков эксперты называют узкий дверной проход и заметную вибрацию в районе конструкций, которые скрепляют вагоны, а также горизонтальные колебания при высоких скоростях. И в этом смысле старые вагоны, может быть, даже несколько надежнее, отмечают специалисты.  Есть и еще одно важное обстоятельство, которое обращает на себя внимание. Этой весной предприятие «Метровагонмаш» уволило активистов местного профсоюза за то, что они отказывались использовать бракованные детали при сборке вагонов. Официальная причина, впрочем, называлась другая – сокращение штатов. Сами же работники говорили о том, что важнейшие детали приходится крепить вручную, несмотря на отсутствие резьбы и разницу в диаметрах. И в критической ситуации все это может повлиять, например, на целостность тормозной системы. Бракованные детали попадали на предприятие из-за отсутствия входного контроля качества, утверждали активисты.

Один из уволенных рабочих, бывший лидер этого профсоюза Вячеслав Бабочкин не исключает, что и сейчас этот фактор не стоит списывать со счетов, говоря о причинах катастрофы.

Вячеслав Бабочкин, бывший глава независимого профсоюза ОАО «Метровагонмаш»: Мы создали независимый профсоюз свой рабочий, который отстаивал права рабочих. И борьба с браком, который присутствовал на заводе «Метровагонмаш». Я обнаружил брак в вагонах ЕЖ-17.16 – это старенькие такие вагоны. Собирал их семнадцатый цех, а вагоны «Русич» собирает двести семнадцатый цех. Мы обнаружили это, дошли до генерального директора, так как ни начальник цеха, ни другие начальники не обращали на это внимание. Генеральный директор обратил внимание. Каким образом? Он нас уволил. То есть борьба с браком не велась и, как мне сообщают мои товарищи, которые остались работать, не ведется до сих пор. Брак продолжает поступать. Может, сырые болты на тележку поставили, не закалили и поставили. Следователи должны разобраться, в чем причина, но вероятность такая есть.

«Метровагонмаш» - предприятие, подконтрольное «Трансмашхолдингу». Известно, что только этой зимой «Трансмашхолдинг» перешел на поставки жизненного цикла, когда предприятие контролирует состояние вагонов на протяжении всего срока эксплуатации. А ранее вагоны продавали по так называемой прямой поставке, когда предприятие не берет на себя обязанностей по дальнейшему техобслуживанию своих поездов. А к состоянию поездов, кстати, возникало много вопросов. Например, когда год назад из за поломки состава произошел сбой в движении поездов от станции «Боровицкая» до станции «Нагорная», завод «Метровагонмаш» оштрафовали на 6 миллионов рублей. Добавлю, представители предприятия были недоступны для оперативных комментариев.

***

Причины трагедии обсудили с Павлом Зюзиным, старшим научным сотрудником центра исследований транспортных проблем мегаполиса ВШЭ.

Фото: РИА Новости

Уже подписчик?
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.
Дождь в вашей почте
Нажав кнопку подписаться, я соглашаюсь получать электронные письма от телеканала Дождь и соглашаюсь с тем, что письма могут содержать информацию рекламного характера.